Перейти на главную страницу
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт естественных наук
Кафедра «ЭКОЛОГИИ»
УТВЕРЖДЕНО:
На заседании учебно-методической комиссии
Института естественных наук
«__» _______2011г.
Протокол № ….
Председатель УМК
И.Н. Юранева________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Направление 022000.68 «Экология и природопользование»
Квалификация (магистры, обучение 2 года)
Институт естественных наук
Форма обучения (очная)
Семестр 9
Общая трудоёмкость дисциплины 2 зачётных единиц, 72 часа
(количество зачётных единиц умножается на 36часов)
В том числе:
Аудиторных - 32 часа, из них:
Лекций- 16 часов;
Лабораторных - 16 часов;
Самостоятельная – 36 часов;
КСР - 4 часа
Текущий контроль – тесты, контрольные работы, реферат;
Итоговый контроль – зачет
Сыктывкар 2011
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт естественных наук
Кафедра « ЭКОЛОГИИ»
Учебно-методический комплекс
Дисциплина «Геоботаника»
Блок дисциплин М2. В.2
Направление 022000.68 «Экология и природопользование»
Квалификация (магистр)
Институт естественных наук
Форма обучения очная.
Сыктывкар 2011
Лист согласования и утверждения рабочей программы
Составители УМК
доцент кафедры экологии, к.б.н. ____________ Н.В. Орловская
(подпись)
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана
по направлению 022000.62 «Экология и природопользование»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры экологии
Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г.
Заведующий кафедрой экологии
д.б.н. ____________ В.Г. Зайнуллин
(подпись)
СОГЛАСОВАНО:
Директор Института естественных наук
к.б.н. _____________ И.Н. Юранёва
(подпись)
Протокол №______
«___» __________2011 г.
Председатель УМК Института естественных наук
к.б.н. ____________ И.Н. Юранёва
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Дисциплины «ГЕОБОТАНИКА»
Направление 022000.68 «Экология и природопользование»
Институт естественных наук
Форма обучения (очная)
Блок дисциплин М2. В.2
Число студентов |
Список литературы |
Кол-во экз.
|
Количество экземпляров на 1 студента
|
С грифом |
Основная литература: | ||||
12 |
Миркин. Б.М. Наука о растительности (история и современное состояние основных концепций) / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – Уфа: Гилем, 1998. – 413 с. |
25 |
1 |
+ |
12 |
Миркин. Б.М. Современная наука о растительности / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумов, А.И. Соломещ. – М.: Логос, 2002. – 264 с. |
20 |
1 |
+ |
12 |
Воронов. А.Г. Геоботаника / А.Г. Воронова. – М.: Высшая школа, 1973. – 384 с. |
25 |
1 |
+ |
Дополнительная литература | ||||
|
Ипатов В. С., Кирикова Л. А. Фитоценология. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — 314 с. |
20 |
|
+ |
|
Василевич В.И. Статистические методы в геоботанике / В.И. Василевич. – Ленинград.: Наука, 1969. – 232 с. |
2 |
|
+ |
доцент кафедры экологии ____________ Н.В.Орловская
Зав. кафедрой экологии ____________________ В.Г.Зайнуллин
Дата составления карты «___»_____________2011 г.
СОГЛАСОВАНО:
Представитель библиотеки СыктГУ ___________ Н.С. Королева
Общая трудоемкость дисциплины составляет…2…. зачетные единицы…72… часа.
Согласно с требованиями Государственного стандарта высшего образования к уровню подготовки выпускника магистратуры «Экология и природопользование» специалист-эколог подготовлен к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной базовой и специальной подготовкой. Выпускник магистратуры «Экология и природопользование» должен:
- понимать роль биологического разнообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;
- знать роль растений и животных в биосфере и уметь анализировать процессы, протекающие в биосфере;
- быть осведомленным о механизмах взаимосвязи естественных процессов природы, о динамике особей естественных популяций таксонов;
- владеть методикой описания природных объектов;
- уметь пользоваться научной литературой;
- иметь опыт и знать принципы организации полевых и лабораторных работ;
- в соответствии с направлением специализации на кафедре экологии свободно ориентироваться во всей совокупности профессиональной деятельности, владеть методами наблюдения, описания, классификации, экспериментального анализа;
- знать фундаментальные аспекты, современные методологические подходы и актуальные проблемы науки в избранном направлении специализации.
Основные задачи геоботаники:
1.Познакомиться с составом и структурой фитоценозов.
2.Изучить закономерности распределения фитоценозов по эколого-ценотическим градиентам и их динамику.
3.Выяснить зависимость фитоценотического состава растительного покрова, флористического состава фитоценозов и их структуры от биотических и абиотических факторов, воздействия человека.
4.Определить отношения между популяциями растений и взаимоотношения растительных сообществ с условиями местообитания и хозяйственной характеристикой различных форм растительности.
5.Познакомиться с классификацией, географией и картографированием растительности.
В процессе изложения курса геоботаники демонстрируется взаимосвязь сообществ живых организмов.
Информация, получаемая студентами на лекциях и в ходе лабораторных занятий, расширяет их знания об условиях существования отдельных живых таксонов, сообществ и экосистем. Этот курс по специфике тесно связан с биологическими науками: систематикой, морфологией, физиологией, генетикой, биогеографией, эволюционным учением, а так же общей географией, ландшафтоведением. Знания в этих областях необходимы ученым, хозяйственникам, преподавателям.
Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса, посвященной той или иной теме, тестов. Владение теоретическими знаниями проверяется в ходе контрольных работ, коллоквиума и зачета. Большая роль отводится самостоятельной работе студентов, написанию реферата, что помогает им лучше усваивать и понимать пройденное, логику геоботаники как науки биологической и экологической.
Допуск к зачету осуществляется по результатам посещения лекций, лабораторных работ, после написания реферата и выполнения контрольных работ.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Программа
Раздел 1 Геоботаника как наука
История формирования геоботаники. Геоботаника в 19 веке. Появление термина «геоботаника». Ф.И. Рупрехт (1866). А. Гризебах (1866). Геоботаника как наука об отношении растительного мира к среде (Рюбель, А.Н. Краснов). Геоботаника на рубеже 19-20 веков. И.К. Пачоский и его вклад в развитие геоботаники. Фитосоциология как наука о растительных сообществах (Пачоский, 1986, Крылов, 1898, Сукачев, 1915, Алехин, 1925). Формирование ведущих геоботанических научных школ. Геоботаника в 1-й половине 20-го века. Советские научные геоботанические школы. Геоботаническая научная школа В.Н. Сукачева («ленинградская школа). В.В. Алехин («московская школа»). Л.Г. Раменский. А.П. Шенников. Скандинавские геоботанические научные школы (Дю Рие, Фриз, Сернандер, Каяндер). Швейцарско-французская геоботаническая школа Ж. Браун-Бланке. Немецкие геоботаники (Вальтер, Элленберг). Англо-американские геоботанические школы. Динамическая экология Ф. Клементса. Формирование теории континуума растительности (Раменский, Глизон). Геоботаника во 2-й половине 20 века. Преобладающие направления. Роль геоботаники в формировании современной экологии. Геоботаника (фитоценология) как наука о растительных сообществах.
Раздел 2 Фитоценоз: флористический состав, спектр жизненных форм, фитоценотипы
Понятие «фитоценоз». Различные трактовки термина «фитоценоз» (Пачоский, 1915, Сукачев, 1934, 1956, Алехин, 1935, Василевич, 1983, Миркин, 1983). Классическое понимание фитоценоза. Прагматическое понимание фитоценоза. Фитоценоз как контур растительного покрова, условно отграниченный участок растительного континуума.
Флористический состав фитоценоза. Видовое богатство. Понятие жизненной формы. Система жизненных форм Раункиера. Принципы выделения жизненных форм растений. Терофиты. Гемитерофиты. Гемикриптофиты. Геофиты. Хамефиты. Фанерофиты. Спектр жизненных форм. Жизненные формы водных растений. Понятие фитоценотипа. Доминанты, эдификаторы, ассектаторы. Классификация типов эколого-ценотических стратегий (ЭЦС). Связь между системами жизненных форм и типов ЭЦС. Тип ЭЦС как отражение позиции вида в сообществе и характера его взаимоотношений с другими компонентами ландшафта. Системы ЭЦС Р. Уиттекера, Л.Г. Раменского, Дж. Грайма. Основные типы ЭЦС. Патиенты (экотопические и фитоценотические). Виоленты. Эксплеренты (истинные и ложные). Переходные типы ЭЦС.
Р. Уиттекеру. Аклимакс. Циклоклимакс. Катаклимакс. Суперклимакс. Еуклимакс.
Климаксовые и серийные сообщества (экосистемы): сравнительная характеристика. Проблемы выделения климаксовых сообществ (экосистем). Существующие методы выделения климаксовых сообществ в ландшафте.
Раздел 12 Прикладная геоботаника
Прикладная геоботаника. Геоботаническая индикация. Растение как индикатор условий местообитания. Фитоценоз как индикатор местообитания. Связь между растительностью и средой. Стохастичный характер связи растительности со средой. Оценка связи между растительностью и средой. Понятие индикаторной группы видов. Принципы выделения индикаторных групп видов. Индикационные шкалы. Точечная и интервальная оценка. Шкалы Л.Г. Раменского. Шкалы Элленберга. Шкалы Ламберта. Шкалы Цыганова. Сравнительная характеристика. Применимость геоботанической индикации. Геоботаническая индикация в сельском хозяйстве. Геоботаническая индикация при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых. Геоботаническая индикации при инженерно-геологических изысканиях. Геоботаническая индикация в экологии. Фитоиндикация загрязнения атмосферного воздуха. Фитоиндикация загрязнения почвенного покрова. Фитоиндикация загрязнения поверхностных вод. Фитоиндикация при оценке антропогенной трансформации ландшафтов.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов программы |
Количество часов по учебному плану | ||||
Максималь ная нагрузка студентов (часов) |
Аудиторная нагрузка |
Самостоятель ная работа | ||||
Всего |
В том числе | |||||
Лекции |
Лабора торные
| |||||
1. |
Геоботаника как наука |
6 |
2 |
1 |
1 |
4 |
2. |
Фитоценоз: флористический состав, спектр жизненных форм, фитоценотипы |
6 |
2 |
1 |
1 |
4 |
3. |
Ценопопуляции, количественные характеристики |
6 |
2 |
1 |
1 |
4 |
4 |
Взаимоотношения видов в фитоценозе, сопряженность видов |
6 |
2 |
1 |
1 |
4 |
5 |
Пространственная структура фитоценозов |
6 |
2 |
1 |
1 |
4 |
6 |
Классификация растительных сообществ, физиономические (доминантные) классификации |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Классификация система Браун-Бланке |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Концепция континуума. Ординация растительных сообществ, методы ординации |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
9 |
Динамика фитоценозов, учение о сукцессиях растительности |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Классификация и модели сукцессий |
6 |
2 |
1 |
1 |
4 |
11 |
Учение о климаксе, современные представления о климаксе |
6 |
2 |
1 |
1 |
4 |
12 |
Прикладная геоботаника |
6 |
2 |
1 |
1 |
4 |
|
Всего часов |
72 |
32 |
16 |
16 |
36 |
Геоботаника как наука об отношении растительного мира к среде. Геоботаника на рубеже 19-20 веков. Фитосоциология - наука о растительных сообществах.
История формирования геоботаники. Геоботаника в 19 веке. Швейцарско-французская геоботаническая школа. Немецкие геоботаники. Англо-американские геоботанические школы. Динамическая экология. Формирование теории континуума растительности. Геоботаника во 2-й половине 20 века. Преобладающие направления. Роль геоботаники в формировании современной экологии.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о растительности. — М.: Логос, 2001. — 264 с.
Дохман Г. И. История геоботаники в России. — М.: Наука, 1973. — 286 с.
Работнов Т. А. История геоботаники. — М.: Аргус, 1995. — 158 с.
Трасс Х. Х. Геоботаника: история и тенденции развития. — Л.: Наука, 1976. — 252 с.
Миркин. Б. М. Наука о растительности (история и современное состояние основных концепций) / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. – Уфа: Гилем, 1998. – 413 с
16 12 2014
3 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентами очной формы обучения по направлению подготовки 080100. 62 «Экономик
13 09 2014
5 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) (РП) составлена в соответствии с требованиями фгос впо, образовательного стандарта ниту «мисиС» на основании ооп и учебного(ых) плана
10 09 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки
18 12 2014
7 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения по направлению по
10 10 2014
6 стр.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Печатного и послепечатного оборудования»
02 10 2014
1 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла ( В. Од. 8) студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки
04 09 2014
1 стр.
Рабочая программа составлена на основе фгос впо по направлению (специальности) 050100. 62 «Педагогическое образование» профиль «Математика и информатика утвержденного
17 12 2014
3 стр.