Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тема : Арабский халифат.

Цель: рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов, сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., – исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий; развивать у учащихся умения работать с исторической картой, текстом учебника; продолжить формирование у учащихся чувства уважения к культуре других народов; религиозной терпимости, толерантности.

Оборудование: учебник И.М.Лихтей «История Средних веков», карта « Арабский халифат в VII-XI веках вв.», компьютерная презентация «Арабский халифат.»

Тип урока: изучения новых знаний

Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммед, Коран, шариат, арабы, бедуины, феллахи, Кааба, намаз, закят, шахада, мечеть, минарет.

В течение всего урока учитель переключает слайды презентации на интерактивной доске, соответственно каждой части объясняемого материала.



Ход урока.

IОрганизационный момент.

IIАктуализация опорных знаний уч-ся

Рассматривание картинок с изображением арабов – как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня? Кто такие арабы?



III Мотивация учебной деятельности

Слайд 1.В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство - Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Слайд 2. На Востоке граница Византии тесно соприкасалась с территориями, где издавна проживали арабские племена. В VII веке незаметные раньше кочевники объединяются в мощное государство и становятся реальной угрозой для других держав. Чем же можно объяснить внезапные успехи пустынных кочевников, какие внешние и внутренние факторы повлияли на организацию арабского государства? Вот именно на этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить на нашем уроке.

IV Изучение нового материала

1 . Природа и занятия жителей Аравийского полуострова.

Рассказ учителя

Слайд 3. Климат Аравии сухой и жаркий. На большей территории существуют степи и пустыни. Земли пригодной для земледелия немного

Слайд 4. Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Осёдлые арабы в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник, возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.

Слайд 5. Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами по степям. Они разводили верблюдов, овец, лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Верблюды давали им почти все нужное для жизни. Их молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготовляли ткани и веревки, из шкур – кожу для бурдюков и другой утвари, навоз шёл на топливо, и даже моча при недостатке воды использовалась для умывания.

Верблюд лучшее в условиях пустыни транспортное средство. В арабском языке слова "верблюд" и "красота" происходят от одного корня.



Слайд 6. Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств. Одним из крупнейших – город Мекка.

Итак, – Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия её населения? (учащиеся отвечают на вопрос).+ составление и заполнение схемы



арабы

Земледельцы - феллахи

Скотоводы - бедуины

Запад и юг Аравии – оазисы, прибрежные районы

Остальная территория – пустыня, каменистое плоскогорье

Выращивали: злаки, сахар, хлопок. Арбузы. Дыни. Маслины. виноград

Разводили: верблюдов,коней,овец

Разложение родового строя у арабов

Слайд 7. Бедуины жили племенами и родами. Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время набегов, выбирали места для кочевий, разбирали споры между соплеменниками. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков и выкупать пленников. Племена росли численно, и им становилось тесно на прежних пастбищах. Появилось немало бедняков и людей, изгнанных из племени за какие-либо проступки. Племена начинали воевать между собой. И эти войны длились иногда десятилетиями.

Из-за чего воевали племена?

Из-за лучших пастбищ.

Обычай кровной мести.

Каждое племя поклонялось своим божествам.

Метод «Мозговой штурм» - Что могло прекратить постоянные войны?

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

Прекращение вражды племён между собой.

Борьба с внешними врагами.

Упадок торговли.

Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Объединению арабских племен помогло и возникновение новой религии – ислама.



2. Возникновение ислама. Пророк Мухаммед.

Слайд 8.Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда. Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда

Сообщение учащегося о пророке Мухаммеде

Запись в тетрадь – пророк Мухаммед (570-632)

Слайд 9. 610г. - начало проповедей

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.



Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.

Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб был переименован в Город Пророка - Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда - мечеть.



Слайд 10. В 630 г. Мухаммед покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

На Аравийском полуострове образовалось арабское государство.



Слайд 11. -Что способствовало объединению арабов?

-а у нас в Украине есть мусульмане?

Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога - такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед - совершенный человек, и жизнь Его - наилучший пример для подражания.

Основы мусульманского вероучения

Слайд 12. Мысли, пророчества Мухаммеда были записаны в священную книгу мусульман – Коран. Запись в тетради новых слов: Коран

Состоит Коран из 114 разделов \ сур \ разной длины, длина сур уменьшается к концу книги , суры делятся на стихи, и каждый стих называется «айят», т. е. чудо.

Язык Корана считается божественным, поэтому долгое время Коран не переводился на другие языки. Первые переводы в Европе относятся к XII веку.

В Коране сказано, что Аллах сотворил мир за шесть дней. Создав живые существа, Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека – Адама и из его ребра – Еву. А седьмой день– у мусульман это пятница – считается днем отдыха. Сунна - запись высказываний (хадисов) пророка Мухаммед



Слайд 13.Первая из сур Корана – аль Фатиха выполняет ту же роль что и христианская молитва «Отче наш». – видеофрагмент

Хасиды (высказывания и наставления) пророка Мухаммеда

1. Тот, кого молитва не сдерживает от плохих дел, далеко отошел от Бога.

2. Удовольствие от небольшого - неисчерпаемое богатство.

3. Рай - под стопами матерей.

4. Стыд - от веры.

5. Сухость глаз - признак жестокого сердца.

6. Лучшие из вас те, кто призывает вас к благу.

7. Великая это предательство, если ты ничего не сказал брату, и тот (поверив), подтвердил сказанное тобой, а ты солгал ему.

8. Чтобы стать лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.

9. Чтобы стать невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.

10. Приветливость к людям - половина ума.

11. Хорошо спросить - половина знания.

12. Ищи знания даже в Китае, стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

13. Учитель и ученик - друзья в добром деле.

14. Каждый, кто погиб, защищая свое имущество, - святой мученик.

15. Имущество мусульманина - кровь мусульманина.

16. Бедность - порог разочарования, а зависть может изменить назначение человека.

1. Каково ваше отношение к наставлениям Мухаммеда?



2. Содержат ли наставления пророка общечеловеческие идеалы, которым должны следовать люди независимо от их религиозных убеждений? Докажите свою позицию.

«Пять столпов» ислама

Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей.



Работа в микрогруппах

Игра « Восстанови предложение» - необходимо восстановит правильный порядок слов в предложения - и записать его.(слова на карточках в разброс)

1)Шахада– верить в существование единого бога – Аллаха и Мухаммеда – пророка его.

***Преданность исламу подтверждается произнесением краткой формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – Посланник Божий». Троекратное произнесение шахады при свидетелях является главной частью ритуала принятия ислама взрослым человеком (не мусульманином от рождения)

2)Намаз – пять раз в день выполнять обязательную молитву; (утром, около полудня, во второй половине дня, после захода солнца, и перед сном).

3) Рамазан – раз в год придерживаться обязательного поста - от рассвета до заката; (9 месяц по мусульманскому лунному календарю) течение одного месяца в году.

4)Закят – милостыня и специальный налог в пользу бедных ( 1/5 прибыли)

5)Хадж –один раз в жизни совершить паломничество в священные города – Мекку и Медину. (На территории Саудовской Аравии).



Слайд 14 проверка задания

Работа с историческим документом

С. 145 учебника сура 2 из Корана – прочитать и ответить на вопросы.



Джихад – священная война против неверных – еще одна обязанность мусульман

Слайд 15.обычаи и нравы мусульман

3. Арабский халифат.

Рассказ учителя

Слайд 16.После смерти Мухаммеда во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф - "заместитель пророка". Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.

Слайд 17.Постановка проблемного вопроса - Почему завоевания арабов были успешными?

Работа с историческими документами(прочитать – сделать выводы о причинах военных успехов арабов)

А)отрывок из сочинения Ибн Исхака о начале завоеваний арабов

«Говорят, что Абу Бекр, первый праведный халиф, ставший во главе арабов после Мухаммада, решил послать войска в Сирию .Он призвал жителей Мекки и всех арабов Таифа, Нежда, Йемена, Хиджаза отправиться на священную войну. Абу Бекр обещал им богатую добычу. И поспешили к нему люди, - одни, чтобы заслужить благоволение Аллаха, другие – желая получить земные блага»

Б) Войско арабов в VI—VIII веках состояло из отдельных племенных и родовых отрядов.

Конница в арабском войске по своей численности в несколько раз уступала пехоте — приобрести и содержать коня мог далеко не каждый араб. Для ускорения переброски пехоты обычно использовались верблюды или лошади. Высокая подвижность была особенностью арабского войска. Учитывая это качество, командование широко применяло принцип внезапности.

Верблюды использовались не только для ускорения марша пехоты, но и для ведения боя. Для этого всадники на верблюдах вооружались длинными копьями.

Лучшей и главной частью арабского войска являлась конница. С IX века она начинает делиться на легкую и тяжелую. Тяжелая конница имела длинные копья, мечи, палицы, боевые топоры и защитное вооружение — более легкое, чем у рыцарей Западной Европы. Легкая конница была вооружена луками и длинными тонкими дротиками.


Слайд 18. завоевания арабов – видеофрагмент

Задание – запомнить страны, захваченные арабскими завоевателями.

Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.

Слайд 19 битва при Пуатье – решение хронологической задачи- Если у европейцев эта битва произошла в 732г, в каком году у арабов?

Слайд 20. Запись в тетради: 661-750гг. – Халифат Омейядов

.Арабский халифат был государством, созданной в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было только силой. Халифы создали для этого огромное постоянную армию - до 160 000 воинов, а для собственной защиты - дворцовую гвардию. По арабским законам вся земля принадлежала халифам, лишь на время уступали ее частями своим слугам.



Эмиры - Наместники халифов

Слайд 21. В 750 г. К власти пришла династия Аббасидов – потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

Запись в тетради: 750 - 1258гг.- воцарение династии Аббасидов.

Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.

Распад халифата

Слайд 22. Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. – одна из причин распада. А другие?

Чтобы выяснить вторую причину, предлагаем вспомнить, почему распалась империя Карла Великого.



4.Культура арабского халифата.

Слайд 23. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем верно, потому что она впитала культуры народов, покоренных арабами. Арабы проявили редкую способность усвоить знания и традиции покоренных народов. Больше того, они сумели соединить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка.

В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

Слайд 24. «Важнейшее украшение человека — знание», — говорит арабская пословица. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы - медресе., в которых наряду с Кораном изучались светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. Существовали огромные библиотеки (Каир, Кордова и др.), где были собраны тысячи книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги.

Слайд 25. Развитие научных знаний - просмотр видеофрагмента

Сравните уровень развития науки в Западной Европе и странах халифата?



Слайд 26, 27. Интересно, что до наших дней дошла задача аль-Бируни. С течением времени её содержание несколько изменялось, вот как звучит эта задача сейчас. Предлагаю решить ее вам.

Слайд 28. Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается "Тысяча и одна ночь", вобравшая в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.

Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси. Он создал огромный эпос "Шахнаме " ("Книга царей"), в котором описываются деяния персидских шахов. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».



Слайд 29.Расцвет арабского Халифата отличился значительным строительством. Строились величественные мечети, дворце халифов, мавзолеи-гробницы, крепости.

Главным сооружением мусульманского востока была мечеть. Внешне мечети часто напоминали крепости, обнесенные глухими стенами с минимумом украшений. К стенам мечетей присоединялись высокие минареты, с которых верующих пять раз в день призвали к молитве. Однако совсем другая картина открывалась, войдя в мечети. Сначала верующие попадали в прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями. В центре двора часто был размещен фонтан для омовения. С двором сочетался зал для молитв. Потолок зала держится на рядах колонн. В известной Кордовский мечети (VIII-Х вв.) насчитывается около тысячи мраморных колонн. Освичувалася она 250 люстрами из 7000 лампами. Красивой считается Каирская мечеть (XIV век). Святым местом в мечети есть мех раб - ниша в стене, обращенная в сторону Мекки и много украшенная резьбой или мозаикой. Молящиеся всегда повернуты к мех раба. В мечетях нет ни икон. Ни фресок. Ислам запрещает изображать Бога и поклоняться любым изображением. Однако интерьер мечети богато украшенный арабесками - переплетенными между собой линиями, геометрическими фигурами и цветами. Арабески выполнены мозаикой, резьбой, инкрустацией. Наряду с орнаментом на стенах мечетей много надписей (изречения из Корана), которые сами напоминают орнамент (вязь). Это искусство каллиграфии, которым арабы владели виртуозно.

V Закрепление изученного материала

Слайд 31. – графический диктант


  • Большая часть Аравийского полуострова – пустыня. (Да)

  • Северные арабы занимались земледелием. (Нет )

  • Основатель ислама – Мухаммед. (Да)

  • Священная книга мусульман – Сунна. (Нет)

  • «Правоверные» – так называли христиан. (Нет)

  • Халифы – «Заместители Пророка». (Да)

  • Халиф Гарун ар-Рашид – только герой сказок «Тысяча и одна ночь». (Нет)

  • Арабы достигли выдающихся успехов в науке. (Да)

  • Арабески – умение красиво писать буквы. (Нет )

  • Минарет – город, в котором родился Мухаммед. (Нет )

  • Мусульмане – люди, исповедующие ислам (Да )

VI Итог урока

Решение проблемного вопроса урока

Можно ли утверждать, что ислам способствовал объединению арабских племен (по методу «Пресс»)



VIIДом. заданиеСлайд 32.

§11 (пересказ), письменно : «Сравнить основные обязанности христиан и мусульман».

Арабский халифат

И. М. Лихтей «История Средних веков», карта «Арабский халифат в VII-XI веках вв.», компьютерная презентация «Арабский халифат.»

128.44kb.

14 12 2014
1 стр.


Арабский халифат и его распад

Показать характер взаимоотношений между победителям и ара­бами и завоеванными народами

117.25kb.

14 12 2014
1 стр.


Уроку по теме: «Арабский халифат»

Рассмотрите карту Атласа Арабские завоевания в VII – IX в образование халифата и дайте ответ на вопросы

19.48kb.

14 12 2014
1 стр.


Валиулла Якупов Организация Исламская Конференция это халифат сегодня

Создание оик — это поистине исторический прорыв, де факто «халифат», просто иначе называемый, но по сущности соразмерный халифату политический феномен, у которого есть и коллективн

277.53kb.

14 12 2014
1 стр.


Арабский алфавит
672.35kb.

15 10 2014
3 стр.


Арабский язык с Джохой

Когда сидел он (букв был сидящим) возле своей жены, закричала она ему в лицо, говоря: «Уйди от меня!»

196.16kb.

25 12 2014
1 стр.


Русско-арабский терминологический словарь проповедника

Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, последний день и предопределение хорошее и плохое

2247.17kb.

15 12 2014
9 стр.


Халифат и духовный наставник

Несмотря на то, что духовный наставник имеет определенное влияние на ученика, у него нет власти для установления Исламского закона и порядка. Коран не оставил места для разногласий

572.71kb.

14 12 2014
10 стр.