Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Топорков Сергей,

студент 2 курса гуманитарного факультета

Смоленского промышленно-экономического колледжа.
Загадки души человеческой в творчестве Достоевского
Глубокое чтение Достоевского есть всегда событие в жизни, оно обжигает...

Н. Бердяев


Достоевский на открытии памятника Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Я думаю, что такую же тайну нам оставил и сам Достоевский. Он писал в 1839 году своему брату Михаилу: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Всё творчество его можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

Каков же Человек Достоевского? Какие вопросы ставит и решает он? В чём его тайна?

Произведения Достоевского ставят перед читателями ряд вечных вопросов. Это вопросы ответственности человека за свои мысли и поступки, и вопросы признания ценности жизни другого человека, вопросы стремления каждого человека к духовному совершенству. Читать произведения Достоевского непросто, иногда мучительно; тонкий психолог, философ, исследователь человеческой души, Фёдор Михайлович непрерывно анализирует поступки и мотивы поступков своих героев. Что таится в потаённых уголках души человека? Каждый герой его произведения воспринимается как средоточие, загадочное сочетание хорошего и плохого, доброго и зловещего, честного и подлого. Самым важным вопросом жизни для Достоевского была борьба добра и зла в человеке. Человеческая душа у Достоевского – это поле битвы добра и зла, Бога и дьявола. Писатель раскрывает в каждом человеке бесконечный мир, заглядывая в глубины человеческой психики. Писатель рассматривал зло как порождение антигуманных идей, алчности, корыстолюбия, властолюбия. Но мне кажется, что самое главное в творчестве Достоевского – это его гуманизм, глубокая вера в добрые начала в человеке, который стремится освободиться от всех видов рабства, в том числе и рабства идейного.

В романе «Преступление и наказание» мне ближе всего идея писателя о необходимости милосердия и сострадания к человеку и образы героев, несущих в мир добро, милосердие и сострадание.

В центре внимания писателя – страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и раздвоением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия. Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление – лишает жизни другого человека. Родион – мечтатель, романтик, гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная этой идеей. Раскольников задумывает своё преступление – убийство старухи-процентщицы – ради счастья других людей. Но даже сам он в какой-то момент начинает понимать, что это лишь отговорка, способ успокоить свою совесть. Теория – вот что на самом деле движет им: проверить, может ли он совершить этот поступок, относится ли он к числу великих людей, которым позволено в жизни больше, чем обыкновенным людям, или к «тварям дрожащим», которых он так презирает.

Но сама мысль об убийстве вызывает у него и нравственное, и эстетическое отвращение: «Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..». У Раскольникова доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Мы убеждается в этом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу.

Милосердие и сострадание – вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семью Мармеладовых. Ради них он пошел на преступление.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло, что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. На этом страшном опыте Раскольникова читатель ясно понимает, какой страшный груз, какую тяжесть носит в душе своей тот, кто пролил кровь человеческую, - это страшное состояние отчуждённости от людей, чувство бесконечного одиночества. Даже мать и сестра становятся для Раскольникова чужими. Всю глубину страданий Раскольникова мы видим в сцене его признания Соне. Через боль и муку герой признаётся в убийстве, в преступлении; через ненависть, в том числе и к самому себе, к нему приходит чувство любви.

Достоевский показывает, что только в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа, человека. Ведь для Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности, добра, милосердия во всей их красоте и совершенстве.

В романе много персонажей, способных сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Сонечка переступает через себя для других, чтобы спасти семью, идет на панель. Она дарит Раскольникову любовь и сострадание, готова разделить его судьбу. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного, «невыносимого» страдания.

Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, «скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает», собирается замуж за Лужина. Дуня не любит этого человека, но зато браком этим она надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата и матери.

Каков же человек Достоевского? Невозможно дать однозначного ответа на этот вопрос. Я думаю, это целый мир, бесконечный, загадочный, тайный. Но часто человек находится в трагических противоречиях с самим собой и с окружающим миром. Истина, вера, духовность – вот путь человека. Я понял это, читая Достоевского.

Произведения Достоевского будут актуальны всегда, они бессмертны. Его произведения будут существовать, пока существует человечество, потому что он решает вопрос о человеке, тайне, загадке его души, а это вопросы общечеловеческие.



Заявка

на участие в конкурсе эссе «Человек есть Тайна»
Топорков Сергей Михайлович

Дата рождения 11. 06. 1994 г.

Почтовый адрес Смоленская область, Ярцевский район, д. Капыревщина, улица Солнечная, дом 5

Т. 8-951-698-86-14

Смоленский промышленно-экономический колледж

Год поступления – 2010




5

Загадки души человеческой в творчестве Достоевского

Всё творчество его можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего

47.72kb.

08 10 2014
1 стр.


Раскол Родиона Раскольникова

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» это история мятущейся человеческой души в ее стремлении постичь истину, найти себя. Это очень сложное произведение

27.83kb.

08 10 2014
1 стр.


А. С. Пушкин. Каменный гость (фильм, музыка – 4-27 мин., параллельно текст)

Или звуки человеческой души? Язык души так принято говорить о музыке. Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, Музыка – это когда слова больше не нужны, пото

61.15kb.

14 12 2014
1 стр.


Гоголь н в. Тема мертвой и живой души в поэме «мертвые души»

Слезы вызваны прежде всего тем, что Гоголь скорбит о человеческой душе. Его волнует вопрос о том, каков человек, какова его душа. Всю жизнь Гоголь искал идеального, прекрасного чел

57.74kb.

27 09 2014
1 стр.


Петербург Достоевского

Я приглашаю Вас пройтись вместе со мной по улицам и проспектам Петербурга Достоевского

47.98kb.

14 12 2014
1 стр.


Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского

Цель: познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества Ф. М. Достоевского

83.88kb.

14 12 2014
1 стр.


Мир фольклорного жанра -загадки

Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если то

130.13kb.

08 10 2014
1 стр.


Притча о человеческой душе и теле

Кирила мниха притча о человѣчьстѣи души и о телеси, и о преступлении божия заповѣДИ, и о воскресении телесе человѣЧА, и о будущемь судѣ, и о муцѣ

1162.38kb.

25 12 2014
8 стр.