Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
|
УТВЕРЖДЕНО
решением Ученого Совета
Сыктывкарского государственного университета «28» ноября 2012 г.
Протокол № 09 (420)
Председатель Ученого Совета
__________________М.Д. Истиховская
|
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОНДЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
-
Общие положения
-
Настоящее Положение разработано в соответствии с:
-
Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г.№ 3266-1 (с изменениями и дополнениями) ;
-
Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
-
Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации . №71 от 14.02.2008г;
-
Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки (специальностям);
-
Уставом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» (СыктГУ);
-
Положением о текущей аттестации (текущем контроле) обучающихся в СыктГУ;
-
Положением о промежуточной аттестации обучающихся в СыктГУ;
-
Настоящее положение определяет фонд оценочных средств (далее – ФОС) как комплекс методических и контрольных измерительных материалов, оценочных средств, предназначенных для определения качества результатов обучения и уровня сформированности компетенций обучающихся в ходе освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) по направлениям подготовки (специальностям). ФОС является неотъемлемой частью учебно-методического обеспечения процедуры оценки качества освоения студентами основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО), обеспечивает повышение качества образовательного процесса и входит в состав комплекта документов методического обеспечения реализации ООП ВПО.
-
Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также методику создания, процедуру согласования, утверждения и хранения фондов оценочных средств.
-
Виды фондов оценочных средств
-
Различают следующие виды ФОС:
-
ФОС по дисциплине входит в состав учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины. ФОС по дисциплине разрабатывается кафедрой, реализующей данную дисциплину, в соответствии с задачей, определенной в ООП ВПО. Если в рамках направления подготовки для различных профилей преподается одна и та же дисциплина с одинаковой содержательной частью компетенций, то по ней может создаваться единый ФОС.
-
ФОС по модулю образовательной программы состоит из ФОС по дисциплинам. ФОС по дисциплине должен соответствовать определяемой модулем задаче, по результатам решения которой можно будет определить уровень сформированности компетенции.
-
ФОС по компетенции состоит из соответствующих данной компетенции частей ФОС по дисциплинам и позволяет сделать вывод о сформированности компетенции.
-
Конкретные виды ФОС разрабатываемые и применяемые при реализации основной образовательной программы определяются ученым советом факультета (института), на котором реализуется ООП.
-
Цель и задачи фонда оценочных средств
-
Целью создания ФОС по компетенции является оценка степени сформированности компетенции в соответствии с требованиями ООП по направлению подготовки (специальности).
-
Целью создания ФОС по дисциплине (модулю) является оценка персональных достижений обучающихся на соответствие их знаний, умений и уровня приобретенных компетенций поэтапным требованиям ООП по направлению подготовки (специальности).
-
Задачи ФОС:
-
контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, навыков;
-
контроль уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);
-
оценка достижений студентов в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов.
-
Формирование фонда оценочных средств
-
В соответствии с требованиями ФГОС для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП в университете создаются фонды оценочных средств. Эти фонды могут включать контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов, тесты и компьютерные тестирующие программы, примерную тематику курсовых работ (проектов), рефератов, а также иные формы контроля, позволяющие оценивать уровни образовательных достижений и степень сформированности компетенций.
Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются преподавателями кафедр, за которыми закреплены дисциплины и объединяются в матрицу соответствия компетенций, составных частей ООП ВПО и оценочных средств.
-
Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания:
-
валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения);
-
надежности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений);
-
справедливости (разные студенты должны иметь равные возможности добиться успеха);
-
своевременности (поддержание развивающей обратной связи);
-
эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам).
-
При формировании ФОС используются основные принципы оценивания компетенций студентов:
-
сочетание традиционных и инновационных методов оценки результатов обучения;
-
оценивание как предметных, так и надпредметных результатов (компетенций);
-
создание при оценивании компетенций реальных или максимально приближенных к профессиональной деятельности условий деятельности студентов;
-
обеспечение доступности результатов оценивания, их анализа и интерпретации;
-
использование результатов для совершенствования образовательной деятельности.
-
Основой для разработки ФОС служит:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности);
-
Учебный план направления подготовки (специальности);
-
Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП ВПО и оценочных средств, в которой представлены все виды аттестации и оценочные средства, с помощью которых формируется та или иная компетенция внутри отдельной дисциплины;
-
Паспорта компетенций ООП ВПО.
-
ФОС должен соответствовать:
-
ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);
-
ООП и учебному плану направления подготовки (специальности);
-
формируемым отдельной дисциплиной компетенциям, представленным в рабочей программе дисциплины;
-
образовательным технологиям, используемым в преподавании конкретной дисциплины.
-
Структура фонда оценочных средств
-
Структурными элементами ФОС являются:
-
титульный лист [Приложение А,Б];
-
лист согласования [Приложение В];
-
пояснительная записка, содержащая описание ФОС;
-
зачетно-экзаменационные материалы, содержащие комплект утвержденных по установленной форме экзаменационных билетов и/или вопросов, заданий для зачета и другие материалы [Приложение Г];
-
комплект компетентностно ориентированных тестовых заданий, разрабатываемый по дисциплинам базовых частей всех циклов учебного плана в соответствии с требованиями к данного рода тестам (могут быть заменены или дополнены тестами для обучения и контроля знаний студентов, используемыми университетом по программам «Интернет-тренажеры в образовании», «Интернет-экзамен»)
-
комплект других оценочных материалов (типовых задач (заданий), нестандартных задач (заданий), наборов проблемных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности, сценариев деловых игр и т.д.) в том числе заданий для самостоятельной работы студентов, предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на определенных этапах обучения и их краткая характеристика [Приложение Д];
-
методические материалы, определяющие процедуру оценивания.
-
По каждому оценочному средству в ФОС должны быть приведены критерии оценивания в соответствии с формируемыми компетенциями.
-
В структуру ФОС могут быть включены:
-
программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий;
-
требования к квалификации организаторов оценивания (для ФОС по компетенции);
-
технологии и методы обработки результатов оценивания;
-
рекомендации по использованию инновационных оценочных средств (портфолио и т.д.);
-
рекомендации по обновлению ФОС (периодичность, степень обновления, изменения процедур, методов, технологий, показателей, критериев и т.д.).
-
Методика создания фонда оценочных средств
-
На основании документов служащих основой для разработки ФОС по дисциплине, преподаватель определяет место своей дисциплины в структуре учебного процесса по ООП ВПО, определяет уровень сформированности компетенции на предшествующих дисциплинах и уровень которого необходимо достичь по итогам изучения дисциплины. Таким образом, формулируется определенная задача, в соответствии с которой должен формироваться фонд оценочных средств и по результатам выполнения которой устанавливается качество результатов обучения и уровень сформированности компетенции.
-
Выявляется специфика проверяемых компетенций и соответствующих им заданий. Определяется число заданий и время, необходимое для их выполнения, устанавливается процедура контрольно-оценочного процесса. Значимость задания может определяться тем, насколько это задание позволяет вынести решение о соответствии уровня сформированности компетенции требованиям ООП ВПО.
-
Для оценки каждой из заявленных компетенций разрабатываются задания, желательно, междисциплинарного комплексного характера для проверки результатов обучения и уровня развития компетенции.
-
Разрабатывается демонстрационная версия контрольного оценочного материала, проводится учет замечаний и предложений экспертов, определение сроков и длительности контрольно-оценочного процесса, организационных, учебно-методических, технических и эргономических условий его проведения, методов обработки результатов.
-
Разрабатываются параллельные варианты и «ключи» (набор правильных ответов) этого материала. Для обеспечения информационной защищенности процедур рекомендуется не менее 5 вариантов.
-
Устанавливаются критерии и шкала оценивания, по которым можно судить о соответствии или несоответствии уровня сформированности компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
-
Обеспечивается тиражирование необходимого количества вариантов.
-
Разрабатываются методические рекомендации и инструкции по выполнению и проведению контрольно-оценочного процесса.
-
ФОС по модулю разрабатывается аналогично ФОС по дисциплине.
-
Процедура экспертизы, согласования и утверждения фонда оценочных средств.
-
Экспертиза проводится с целью установления соответствия ФОС:
-
требованиям ФГОС ВПО;
-
ООП ВПО по направлению подготовки или специальности (целям программы, результатам обучения, выраженным в компетенциях, образовательным технологиям);
-
задачам профессиональной деятельности выпускника.
-
Фонды оценочных средств проходят экспертизу:
-
рецензия эксперта: при формировании ФОС в качестве экспертов должны привлекаться работодатели, кроме того, экспертами могут быть преподаватели смежных дисциплин и т.д.;
-
обсуждение и экспертиза на кафедре;
-
согласование с учебно-методической комиссией факультета/института;
-
для дисциплин, закрепленных за профильными кафедрами, ФОС согласовывается с выпускающей кафедрой-разработчиком ООП ВПО по направлению (специальности);
-
после прохождения экспертизы ФОС утверждается деканом факультета /директором института.
-
Управление качества и развития образовательной деятельности предоставляет методическое обеспечение, организует консультативные мероприятия и осуществляет мониторинг фондов оценочных средств.
-
Ответственность за формирование и хранение ФОС
-
Ответственным исполнителем за формирование ФОС по компетенциям является заведующий кафедрой, обеспечивающей реализацию ООП ВПО по направлению, ответственным исполнителем за формирование ФОС по дисциплине является заведующий кафедрой, за которой закреплена дисциплина.
-
Непосредственный исполнитель формирования ФОС назначается заведующим кафедрой из числа ППС кафедры, за которой закреплена дисциплина.
-
Непосредственный составитель оценочного средства отвечает за качество разработки ФОС. Ответственный исполнитель отвечает за правильность составления, оформление и хранение ФОС.
-
Печатный экземпляр фонда оценочных средств хранится на кафедре-разработчике.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Факультет/Институт (наименование факультета/института)
Кафедра (наименование кафедры)
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета (директор института)
_______________________ /Ф.И.О./
__________ _____________ 20__г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по … (
дисциплине, модулю, компетенции)
«_______________________»
наименование дисциплины, модуля или шифр компетенции
Магистерская программа по направлению
________________________________
(шифр и наименование направления подготовки)
«_________________________________»
( название программы)
Квалификация выпускника: магистр
Форма обучения: ______________________
(очная, очно-заочная, заочная, экстернат)
Сыктывкар
20____
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Факультет/Институт (наименование факультета/института)
Кафедра (наименование кафедры)
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета (директор института)
_______________________ /Ф.И.О./
__________ _____________ 20__г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по … (
дисциплине, модулю, компетенции)
«_______________________»
наименование дисциплины, модуля или шифр компетенции
Направление подготовки
(или специальность)
________________________________
(шифр и наименование направления подготовки или специальности)
Профиль подготовки
_________________________________________________
(наименование профиля подготовки для направлений подготовки бакалавров)
Квалификация выпускника: ____________
(бакалавр, специалист)
Форма обучения: ______________________
(очная, очно-заочная, заочная, экстернат)
Сыктывкар 20____
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ ФОС
Составитель (ли) (или автор-разработчик):
Должность, звание_____________ Ф.И.О
(подпись)
Сведения об экспертах:
Должность, звание_____________ Ф.И.О
(подпись)
Фонд оценочных средств по дисциплине
(модулю, компетенции)
РЕКОМЕНДОВАН на заседании кафедры ______________________________
(наименование кафедры-разработчика)
Протокол заседания № __________ от «_____» ______________ 20____ г.
Зав.кафедрой_____________________ / Ф.И.О.
(подпись)
СОГЛАСОВАНО:
Председатель учебно-методической комиссии факультета (института)
по направлению подготовки/специальности __________________/ Ф.И.О.
(подпись)
Заведующий выпускающей кафедры __________________ ________ / Ф.И.О.
(для ФОС разрабатываемых профильными кафедрами) (название выпускающей кафедры) (подпись)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Институт/Факультет:
Направление/Специальность:
Семестр:
Дисциплина:
Экзаменационный билет №
-
…..
-
…..
Зав. кафедрой _________________ (Ф.И.О.) Преподаватель ______________(Ф.И.О.)
(подпись) (подпись)
Утверждено на заседании кафедры___________________ ___________(дата)
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
(рекомендуемые образцы)
Деловая (ролевая) игра
по дисциплине _______________________
(наименование дисциплины)
-
Цель (проблема)………………………………………………………………
-
Роли:
- ……………………………………………………………………………………;
- ……………………………………………………………………………………;
-
Ход игры………...………………………………………………………………
-
Ожидаемый (е) результат (ы)………………………………………...………
-
Критерии оценки:
Кейс
по дисциплине _______________________
(наименование дисциплины)
Проблемная задача:
Критерии оценки:
Вопросы для коллоквиумов, собеседования
по дисциплине _______________________
(наименование дисциплины)
Раздел ……………………….………………………………………………….
1 …………………………………………………………………………………
2 …………………………………………………………………………………
… ……………………………………………………………………………….
n ….……………………………………………………………………………..
Раздел ……………………….…..……………………………………………..
1 …………………………………………………………………………………
2 …………………………………………………………………………………
… ……………………………………………………………………………….
n ……………….………………………………………………………………..
Критерии оценки:
-
оценка «отлично» выставляется студенту, если ..…………………;