Основы фотовидеоискусства
Учебная программа курса
«Операторское мастерство»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Основы фотовидеоискусства» одна из важных дисциплин при обучении на курсе «
Операторское мастерство»
Целью изучения «Основ фотовидеоискусства» является подготовка специалиста по формированию профессиональных компетенций по следующим видам деятельности: производственно-технологической, экспериментально-творческой и организационно-эксплуатационной.
Задачами дисциплины являются: изучение основ фотокомпозиции, характера и видов освещения, фото и видеооборудования, съёмочной техники и оптики, экспонометрии, технологических этапов производства видеофильма, изобразительного решения видеофильма, основ операторского мастерства, основ драматургии и режиссуры, комбинированных съёмок и спецэффектов, специфики натурных и экспедиционных съёмок, монтажа, звукового оформления видеофильма, графического оформления видеоматериала, экологии экранных искусств.
В результате изучения «Основ фотовидеоискусства» учащийся должен:
знать о:
-
основах фотокомпозиции;
-
истории фотовидеоискусства;
-
характере и видах освещения;
-
фото и видеооборудовании;
-
съёмочной технике и оптике;
-
экспонометрии;
-
технологических этапах производства видеофильма;
-
изобразительном решении видеофильма;
-
основах операторского мастерства;
-
основах драматургии и режиссуры;
-
комбинированных съёмках и спецэффектах;
-
специфике натурных и экспедиционных съёмок;
-
монтаже;
-
звуковом оформлении видеофильма;
-
графическом оформлении видеоматериала;
-
экологии экранных искусств;
уметь:
-
использовать приобретенные знания и навыки в производственно-технологической, экспериментально-творческой и организационно-эксплуатационной деятельности;
-
постоянно совершенствовать свои знания и умения, повышать профессиональную квалификацию, соблюдать этические и правовые нормы.
Программа предполагает дальнейшее практическое использование знаний, полученных при изучении дисциплины «Основы фотовидеоискусства», в натурно-полевых и экспедиционных условиях.
Учебным планом предусматривается для изучения «Основ фотовидеоискусства» 110 часов, в том числе 68 аудиторных, из них 34 часа лекционных и 34 часа лабораторных. Формой контроля рекомендуется зачет и экзамен по дисциплине с предоставление видео работ.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ темы
|
Названия разделов
|
Количество часов
|
лекции
|
лабораторные занятия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Введение в предмет
|
2
|
2
|
2
|
Фотокомпозиция
|
2
|
2
|
3
|
Характер и виды освещения
|
2
|
2
|
4
|
Фото и видеооборудование
|
2
|
2
|
5
|
Съёмочная техника и оптика
|
2
|
2
|
6
|
Экспонометрия
|
2
|
2
|
7
|
Технологические этапы производства видеофильма
|
2
|
2
|
8
|
Изобразительное решение видеофильма
|
2
|
2
|
9
|
Основы операторского мастерства
|
2
|
2
|
10
|
Основы драматургии и режиссуры
|
2
|
2
|
11
|
Комбинированные съёмки и спецэффекты
|
2
|
2
|
12
|
Натурные съёмки
|
2
|
2
|
13
|
Экспедиционные съёмки
|
2
|
2
|
14
|
Монтаж
|
2
|
2
|
15
|
Звуковое оформление видеофильма
|
2
|
2
|
16
|
Графическое оформление видеоматериала
|
2
|
2
|
17
|
Экология экранных искусств
|
2
|
2
|
|
ИТОГО
|
34
|
34
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в предмет
Краткая история фотовидеоискусства. Основные термины и понятия визуальных искусств. Образовательная коллекция: научно-популярный фильм о природе «Микрокосмос».
Фотокомпозиция
Основные термины и понятия фотокомпозиции. Виды, правила, законы, приемы и средства композиции. Виды перспектив, линия горизонта, точка зрения. Центральная точка схода, угол зрения. Сюжетно-композиционный центр. Глубина пространства.
Характер и виды освещения
Основные термины и понятия освещения, схемы света. Астрономические условия фотовидеосъёмки, естественное освещение в разное время суток, съёмка небосвода. Фотосъёмка различных видов пейзажа, ландшафтов, макросъёмка. Образовательная коллекция: фильм об окружающей среде «Барака».
Фото и видеооборудование
Цифровая съёмка и запись изображения. Системы стабилизации камеры. Панель разъёмов: отдельные и составные блоки. Виды носителей и накопителей изображения. Соединители: электропитание и звук, видео, цифровые.
Съёмочная техника и оптика
Классификация съёмочной техники. Вспомогательное оборудование, штативы. Виды оптических систем, трансфокатор. Светофильтры (съёмочные и осветительные).
Экспонометрия
Цветовая температура, баланс «по белому». Экспонометрический контроль, смешанное освещение.
Технологические этапы производства видеофильма
Подготовительный период. Съёмочный период. Монтажно-тонировочный период.
Изобразительное решение видеофильма
Масштаб изображения, крупность съёмочных планов. Выбор точки съёмки, виды ракурсной съёмки. Цветовое решение, естественный колорит. Жанровые модификации видеофильмов.
Основы операторского мастерства
Основные термины и понятия операторского искусства. Виды и приемы съёмки, динамическая съёмка, съёмка с движения, виды панорам, отъезд, наезд. Образовательная коллекция: фильм притча о связи человека с природой «Пепел и снег».
Основы драматургии и режиссуры
Основные термины и понятия экранной драматургии. Композиционные элементы драматургии. Виды сценариев (литературный, режиссёрский). Идейно-тематическая основа драматургии и её режиссёрское воплощение: раскадровка эпизода, мизансцены.
Комбинированные съёмки и спецэффекты
Двойная экспозиция, трансформация изображения. Метод перспективного совмещения, рирпроекция. Покадровая съёмка («быстрый» рост растений). Ускоренная и замедленная съёмка («летящие» облака). Стоп-кадр, цифровые спецэффекты.
Натурные съёмки
Выбор натуры и объектов съёмки. Съёмка флоры и фауны, в различную пору года. Влияние погодных и климатических условий.
Экспедиционные съёмки
Съёмки в неблагоприятных погодных условиях. Съёмка в режимное время суток (до восхода солнца и после его заката). Экстремальные виды съёмок (стрингеры).
Монтаж
Основные термины и понятия монтажа. Творческие и технические виды монтажа. Темпоритм монтажа, внутрикадровый монтаж. Монтажные программы, особенности нелинейного монтажа.
Звуковое оформление видеофильма
Запись звука на видеокамеру, аудиотреки. Особенности записи звука, цифровые дорожки. Звуковое и музыкально-шумовое решение. Звуковые эффекты, запись естественных шумов.
Графическое оформление видеоматериала
Титры, создание текста и его расположение в кадре. Съёмка заготовок для последующей обработки. Графические видеоэффекты их классификация.
Экология экранных искусств
Воздействие художественного образа, метафор, символов. Создание экологически чистой экранной продукции.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
-
Анализ визуального ряда научно-популярного фильма «Микрокосмос»;
-
Выявление видов, правил, законов, приемов и средств композиции, видов перспектив, сюжетно-композиционного центра на визуальных примерах фотовидеоискусства;
-
Определение характера естественного освещения на натуре, съёмка небосвода с различной облачностью, съёмка пейзажей, ландшафтов, макросъёмка;
-
Изучение цифрового фото и видеооборудования, его функций;
-
Работа с вспомогательным оборудованием, установка камеры на штатив;
-
Установка баланс «по белому», определение цветовой температуры, экспонометрический контроль изображения;
-
Разработка календарно-постановочного проекта видеофильма по периодам: подготовительному, съёмочному и монтажно-тонировочному;
-
Выбор точки съёмки, ракурсная разномасштабная съёмка (вид снизу, вид сверху и на близком расстоянии);
-
Съёмка панорам (обзорной, сопровождения и «переброс взгляда»), работа с трансфокатором (отъезд, наезд), динамические виды съёмок (проходы, пробежки), съёмка с движения;
-
Написание сценарного плана, разработка режиссёрского сценария, раскадровка;
-
Съёмка на натуре метода перспективного совмещения, покадровая съёмка с определенными временными интервалами, стоп-кадр;
-
Съёмка выбранной натуры и разномасштабных объектов флоры и фауны;
-
Съёмка различных видов пейзажей в режимное время суток: до восхода солнца и после его заката;
-
Изучение монтажных программ, разборка видеоматериала по сценам и эпизодам, группировка по последовательности развития действия, создание резерва, формирование монтажного плана, первая монтажная сборка (черновой монтаж), проверка логики действия и сюжетной линии в целом, чистовой монтаж;
-
Запись естественных природных шумов, звуковое оформление отснятого видеоматериала, подбор музыкальной темы, фразы, лейтмотива, микширование, сведение аудиотреков;
-
Создание графического текста (выбор шрифта, его размера, игрового или нейтрального фона, цвета текста и т. п.), вариантов его появления и движения с использованием программного обеспечения и пакета эффектов;
-
Определение факторов экологически чистой экранной продукции.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
-
Митчэл Э. Фотография. – М., 1988.
-
Уэйд Дж. Техника пейзажной фотографии. – М., 1987.
-
Фотография: Энциклопедический справочник. – Минск, 1992.
-
Престон-Мэфем К. Фотографирование живой природы. – М., 1985.
-
Суханова А.А. Фотокомпозиция: Учеб. пособие. – Минск, БГАИ. 2002.
-
Масбургер Р.Б. Видеосъёмка одной камерой. – М.: ГИТР, 2006.
-
Волынец М.М. Профессия: оператор: Учеб. пособие. – М., 2008.
-
Романовский И. МАСС МЕДИА. Словарь терминов и понятий. – М., 2004.
Дополнительная
-
Брайс Р. Руководство по цифровому телевидению. – М., 2002.
-
Хофф Ф. Устройство аудио- и видеоаппаратуры. – М.: ДМК Пресс, 2002.
-
Карлсон В., Карлсон С. Настольная книга осветителя. – М.: ГИТР, 2004.
-
Грант Т. Запись звука на видеокамеру: Пер. с англ. – М.: ГИТР, 2006.
-
Яньшин П.В. Психосемантика цвета. – С.-Пб., 2006.
-
Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции. – М., 2001.
-
Бергер А. Видеть — значит верить. – М., С.-Пб., Киев, 2005.
-
Муратов С.А. Пристрастная камера: Учеб. пособие. – М., 2004.
-
Головко Б. Теория и практика фоторекламы. – С.-Пб., 2005.
-
Шиффман Х. Ощущение и восприятие. – С.-Пб., 2003.
-
Сарандук А. Секреты компоузинга в Adobe Afire Effects. – М., 2002.
-
Чепмен Н. Цифровые технологии мультимедиа. – М., С-Пб., Киев, 2006.
-
Соколов А.Г. Монтаж. Телевидение. Кино. Видео / Часть 2. – М., 2001.
-
Соколов А.Г. Монтаж. Телевидение. Кино. Видео / Часть 3. – М., 2003.
-
Шубина И.Б. Основы драматургии и режиссуры. – М., 2004.
-
Образовательный стандарт Республики Беларусь. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-17.01.03 Кинотелеоператорство. Направление специальности 17.-01.03-02 Телеоператорство. Квалификация – телеоператор. – Минск: РИВШ, 2008.