Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Самостоятельная работа

Комплексный анализ лексического состава текста

  1. Подберите прозаический непереводной текст (1/4 печатного текста страницы) и перепишите его. Укажите автора, название произведения, выходные данные.

  2. Обоснуйте выбор текста. Покажите, что привлекло внимание в нем, что заинтересовало (с этого начинается анализ).

  3. Определите тему и основную мысль текста.

  4. Выполните анализ по следующему плану:

  1. Найдите однозначное и многозначное слово. Укажите, какое значение многозначного слова использовано в тексте.

  2. Найдите слово, которое может иметь омоним.

  3. Выделите слово, которое может вступать в синонимические отношения. Подберите к нему ряд синонимов. Чем они отличаются друг от друга?

  4. Выделите слово, которое может иметь антонимы.

  5. Охарактеризуйте лексику по происхождению: найдите слова исконно русской лексики (по этимологическому словарю); найдите иноязычные слова; особо выделите старославянизмы, укажите их признаки.

  6. Охарактеризуйте лексику по сфере употребления. Приведите пример общеупотребительной лексики; найдите диалектизмы, термины, жаргонизмы, если есть. С какой целью они употреблены в тексте?

  7. Опишите слова по степени употребительности. Укажите слова активного употребления. Найдите устаревшие слова, определите роль таких слов в тексте.

  8. Охарактеризуйте слова, различные по стилистической охране.

  9. Определите стилистическую принадлежность текста.



Примечания:

1.Укажите словарь, который вы использовали (автор, название).


2.Если по каким-то пунктам плана текст проанализировать не удается, поясните это.
3.Постарайтесь изложить анализ в виде связного текста.

Л и т е р а т у р а

1. Материалы к проведению устного экзамена по русскому языку в 9,11 классах. – Псков: ПГПИ, 2000 [Здесь вы найдете тексты различных жанров. Можете подобрать текст самостоятельно].


2. Попкова Л.М., Андреев В.К. Лексический анализ слова и лингвистический анализ текста. – Псков: ПГПИ. 1997 [Здесь вы найдете образцы анализа].
С л о в а р и

  • Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.,1998.

  • Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1999.

  • Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. М., 1998.

  • Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В. Снетова С.П. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1988.

  • Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1978.

  • Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е., Василевская И.А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В.Иванова. М., 1988.

  • Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устарелых слов русского языка. М., 1995.

  • Учебный этимологический словарь русского языка / Сост. Н.М.Шанский, Т.А.Боброва// ж. «Русский язык в школе». 1981, №1; 1993, №6.

Задание I. Определите происхождение данных фразеологизмов, заполняя предложенную ниже таблицу.


Фольклор


Мифология древнего мира

История








Кануть в лету, казанская сирота, по щучьему велению, пиррова победа, кричать во всю Ивановскую, муки Тантала, Троянский конь, положить в долгий ящик, у разбитого корыта, прометеев огонь, коломенская верста, молочные реки, кисельные берега, дамоклов меч, искать жар-птицу, метать громы и молнии, вавилонское столпотворение, провалиться в тартарары, ахиллесова пята.


Задание II. Определите род имен существительных. Раскройте скобки. Запишите существительные по группам в соответствии с родом.

(Овощной) рагу, (новый) шоссе, (добродушный) шимпанзе, (легкий) пальто, (старинный) пенсне, (черный) вуаль, (новый) шампунь, (кружевной) тюль, (надежный) толь, (белый) рояль, (дрессированный) пони, (причудливый) барокко, (большой) кенгуру.




Задание III. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы Ь или Ъ. Используйте словарь. Какова функция букв Ь и Ъ в данных словах?

Меж…ярусный, ад…ютант, транс…европейский, ин…екция, интер…ер, ар…ергард, кон…юктура, контр…ярус, об…ект, суб…ект, фельд…егерь, двух…язычный, трех…ярусный, из…ян, дет…ясли, Гор…ювелирторг, фел…тон, Гос…юриздат.




Задание IV. а) Распределите слова по столбикам в соответствии с ударным звуком:

^ В 1-м слоге Во 2-м слоге В 3-м слоге В 4-м слоге

еретик, каучук, медикаменты, обеспечение, партер, петля, простыня, изобретение, свекла, симметрия, статуя, столяр, таможня, цыган, щавель; балованный, валовой, взбалмошный, двоюродный, заплесневелый, исконный, сливовый, юродивый; баловать, заиндеветь, закупорить, заострить, запыхаться, заржаветь, облегчить, одолжить, уведомить, звонит.

б) ^ Объясните разницу в употреблении форм Им.п. мн.ч. имен существительных: ветры или ветра; возы или воза; годы или года; прожекторы или прожектора; промыслы или промысла; цехи или цеха? Используйте словарь.


Задание V. а) Выбрав одну из пар слов, значение которых определяется только местом ударения, составьте с ними предложения; б) Назовите это языковое явление в лексике, употребив термин:

атлас – атлас, замок – замок, орган – орган, хлопок – хлопок, броня – броня, стрелки – стрелки, полки – полки, пироги – пироги, кружки – кружки, засыпать – засыпать.



Задание VI. На примере слов из зад.У покажите историческое чередование а) гласных; б) согласных. Правильно его графически оформите.


Задание VII. Предварительно затранскрибировав слова, запишите пары слов в таком порядке (по одному примеру к каждому номеру);

  1. различаются согласными звуками;

  2. различаются гласными звуками;

  3. различаются гласными и согласными звуками;

  4. полностью совпадают по звучанию (назовите причины).

Акация – оказия, флаги – фляги, сторожил – старожил, гранит – грянет, зонд – зонт, медь – мед, коврижка – ковришко, рис – рысь, теплого – топливо, острова – острого, лезть – лесть, молод – молот, сыры – жиры, штапель – штабель, стрижом (сущ.) – стрижем (глаг.), шеф – шов, поласкать – полоскать, бочок – бачок, яркий – юркий, съезд – съест, ешь – еж, повязка – повозка, освящу – освещу, гриб – грипп, молодица – молодится – молодиться, арка – ярко, серб – серп, сед – сеть, пансионер – пенсионер, пребывать – прибывать, курится – курица, душ – тушь.


Задание VIII. Работа над стилем. Тема «синонимы».

а) укажите слова со значением «смотреть, глядеть». Какими оттенками значения они различаются?

Капитан окинул спокойным взором свой истасканный и оборванный сюртук, свои заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел он свои дырявые сапоги, особенно тот, о носок которого так щеголевато опиралась его правая ножка, и снова уставился на дворецкого (И.С.Тургенев).

б) О каких предметах можно сказать:



  1. Построен, сооружен, воздвигнут?

  2. Огромный, большой, значительный, исполинский?

3. Небольшой, крошечный, маленький?




Примечания:

  1. Задание 2, 3, 4 выполняйте, обязательно обращаясь к словарю.

  2. Желательно использование словарей при выполнении заданий 1, 5.

Л и т е р а т у р а

  • Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. СПб., 1995.

  • Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы. М., 1987.

  • Олимпиада по русскому языку. Задания и методические рекомендации для учащихся 9-11 классов. Псков: ПОИПКРО, 2009.

Самостоятельная работа Комплексный анализ лексического состава текста
50.43kb.

15 09 2014
1 стр.


Комплексный анализ текста (сравнительная характеристика стихотворений А. Фета «Печальная береза» и С. Есенина
46.45kb.

26 09 2014
1 стр.


Комплексный анализ текста

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания в предложениях

68.62kb.

27 09 2014
1 стр.


Методическая разработка урока русского языка в7классе учитель: Жукова Л. Г г. Приморско-Ахтарск 2011 г Тема урока: Комплексный анализ текста

Цель урока: 1 проверка уровня усвоения учащимися сведений по основным разделам языка

47.28kb.

26 09 2014
1 стр.


«Лингвистический анализ текста В. П. Астафьева «И прахом своим …»»

Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка

115.68kb.

18 12 2014
1 стр.


Самостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная работа по подготовке студента к практическому занятию

Охватывает философские объяснения и идеологические положения римских юристов о государстве и праве, что не является предметом изучения настоящего курса

1948.76kb.

10 10 2014
8 стр.


Анализ семантического устройства текста

Ii. Семантическое устройство текста романа В. Пелевина «Generation П»

153.89kb.

01 10 2014
1 стр.


Самостоятельная работа «Цель и смысл жизни»

Философия математики; (1-я часть курса: 3 итоговая контрольная) // Философская антропология (самостоятельная работа «Цель и смысл жизни»); Этика; Философия социума: социальная фило

165.9kb.

09 10 2014
1 стр.