Перейти на главную страницу
В пришкольном интернате проживает 60 воспитанников из пригородных сел, а также из неблагополучных и малоимущих семей.
Здания школы-интерната расположены в разных территориальных округах: школа - по ул. Чернышевского, 58 («Автодорожный округ»), интернат - по Сергеляхскому шоссе, 12 км («Сайсарский округ»).
На территории интерната (Сергеляхское шоссе, 12 км.), расположенном в живописном уголке города Якутска (гора Чочур-Муран, озеро Ытык-Кюель, этно-туристический комплекс «Чочур-Муран», усадьба Атласовых «Ытык Хайа», подземное царство «Вечная мерзлота», санатории-профилактории «Чэбдик», «Сосновый бор», «Абырал»), созданы оптимальные условия для занятия сельскохозяйственным трудом в приусадебном хозяйстве, как средство коррекции личности воспитанников: имеется пришкольный участок площадью 4 гектара земли (картофельное и капустное поля), 2 теплицы. Построена учебно-опытная зона на приусадебной площадке интерната: построены цветники, имеется участок для высадки овощных культур.
С целью приобщения детей к труду, приобретения навыков растениеводства, укрепления здоровья, витаминизации функционируют на территории интерната кружок «Пчелки - труженицы», летняя оздоровительно-трудовая площадка «Росток», оранжерея.
Создание клумб, изготовление флористических композиций, рыхление земли, прополка сорняков, пересаживание растений помогают привить детям уважение к природе, умение ценить ее, наблюдать за ней и умение вести здоровый образ жизни.
Для оздоровления воспитанников проводится курс фитотерапии (травяные отвары, витаминные напитки). В сезонное время педагогами проводится выращивание и сбор, хранение, приготовление необходимых лекарственных трав и плодово-ягодных культур.
В последние годы произошел резкий рост количества детей из неполных и малообеспеченных семей, в том числе и неблагополучных по социально- психологическим условиям. Это является следствием социально-экономических процессов, происходящих в обществе (70 % детей школы-интерната живут в домах без удобств или с частичными удобствами, 10 % детей проживают в ветхом жилищном фонде). Этим и объясняется низкий уровень жизни родителей учащихся нашей школы-интерната, их малые материальные возможности. Большинство составляют неполные семьи – 41 % (81), многодетные семьи – 26 % (53), неблагополучные семьи – 90 %, 9 % детей находится под опекой.
Поэтому одним из приоритетных направлений школы-интерната является создание дифференцированной социокультурной и развивающей среды, активно используются социокультурные возможности социума. Развивается социально-сетевое партнерство с образовательными, культурными учреждениями, государственными и общественными организациями округов «Автодорожный», «Сайсарский». С целью содействия социально-экономическому развитию данных округов реализуются совместные проекты по благоустройству, озеленению территории. Ведется комплексная поисково-исследовательская работа учащихся по изучению истории своего микрорайона «Залог», реализуется проект «Мы и наша малая Родина – Залог». По итогам поисково-исследовательской работы 12 учащихся (под руководством учителей Заморщиковой С.А., Ларионовой С.Г., Мигалкиной М.К.) выпущены два сборника-альманаха «История Залога в лицах», «Залог юбилейный» с рубриками «Залог героический», «Страницы истории», «Гости номера», «Заложная семья», «Планета школа».
Учащиеся, педагоги школы-интерната активно и успешно участвуют в общественной жизни округов «Автодорожный», «Сайсарский», на окружных конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях.
С целью социальной защиты воспитанников в современных социально-экономических условиях, усиления профессионально-ориентационной работы и облегчения последующего трудоустройства выпускников осуществляется взаимодействие школы-интерната с другими социальными структурами.
Заключены договоры перспективного взаимодействия с субъектами социокультурной среды школы-интерната, с учреждениями округов «Сайсарский», «Автодорожный»: ЯГСХА, БГУЭП, Якутский технологический колледж сервиса, Республиканский лицей-центр профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, кинотеатр «Лена», этнокомплекс «Чочур-Муран», санаторий-профилакторий «Сосновый бор», Центр творческой реабилитации детей «Солнечный мир», библиотека «Мир приключений» и др.
Реализуются индивидуальные социально-образовательные маршруты для детей- инвалидов с участием государственных учреждений и общественных организаций с дальнейшей социализацией и интеграцией их в общество.
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит очень остро. Год от года все большее количество детей нуждаются в специальной коррекционной и реабилитационной помощи. Проблема воспитания, образования и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из самых острых в сфере образования, медицины и социальной защиты детей.
В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи детям таким детям.
В нашей школе-интернате обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (20% (40) детей-инвалидов), с проблемами школьной и социальной дезадаптации, имеющие нарушения целостно-личностной ориентации, высокую степень педагогической и социальной запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития.
В последние годы произошел резкий рост количества данного контингента детей, что требует особого внимания со стороны общества, соответствующих государственных учреждений.
В нашем случае эта проблема стала наиболее актуальной, поскольку основной контингент учащихся школы-интерната – это дети с ограниченными возможностями здоровья, попавшие в трудную жизненную ситуацию, являющиеся «группой риска» по социальному сиротству.
На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. С переходом к рыночной экономике, предъявляются более высокие требования к трудовой активности и профессиональной готовности воспитанников школы-интерната.
Это делает особенно актуальной проблему социально-трудовой и профессиональной адаптации воспитанников нашей школы-интерната к самостоятельной жизни и общественно-полезному труду, их социальной защиты в современных социально-экономических условиях.
Анализ данных проблем показывает, что появилась острая необходимость в организации качественно новых психолого-педагогических условий, при которых учащиеся сами становятся активными участниками образовательного, воспитательного, трудового и оздоровительного процессов.
Мониторинг состояния здоровья детей школы-интерната за 2010-2011 гг. показывает, что за 2 года доля детей с функциональными расстройствами (II гр. здоровья) повысилась на 6,4%, снизилась в 3,5 раза доля детей с III группой здоровья, наблюдается тенденция к снижению доля детей с IV группой на 3,0 %.
По данным диспансеризации 2010-2011 года были выявлены у воспитанников школы-интерната следующие проблемы здоровья: болезни эндокринной системы – 77,3% учащихся, болезни глаза – 43,5%, болезни костно-мышечной системы – 33,7%, болезни органов пищеварения – 31,9%.
Из анализа мониторинга показателей структуры заболеваемости следует: возрастание доли выявленной патологии эндокринной системы в 1,2 раза, болезней нервной системы в 5 раз, болезни глаза в 2,1 раз.
Анализ состояния здоровья воспитанников школы-интерната выявил необходимость применения здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующих полноценному личностному развитию и укреплению здоровья.
Таким образом, назревает необходимость применения в работе с данными детьми особых профилактических и реабилитационных программ, здоровьесберегающих образовательных технологий.
В результате реализации проекта Садовой терапии будет успешно решена проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современной социокультурной среде.
В настоящее время процесс реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Его изучают психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Они вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Процесс развития психолого-педагогической реабилитации изучали известные исследователи А.Адлер, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В.Розанов, К.Д.Ушинский и др.
Аспект комплексной (социально-педагогической и медицинской) реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья раскрыт А.Д.Виноградовой, В.А.Никитиной, Л.М. Шипициной и др.
Вопросами социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья занимались О.И. Витвар, Ю.В.Замятина, Л.Н.Кошелева, Г.И.Спиридонова и др.
В настоящее время вовлечение детей в садоводство и огородничество стало наиболее распространённой тенденцией за рубежом и в России.
Недавно британские ученые обнародовали свое заключение о том, что занятия садоводством и огородничеством оказывают самое положительное влияние на тех, кто в силу различного рода отклонений испытывает трудности с учебой.
Программа садовой терапии в Чикагском ботаническом саду имеет 20-летнюю историю сотрудничества с 150 социальными агентствами, занимающимися здоровьем людей.
Сегодня садовая терапия (гарденотерапия) признана как практический и действенный способ влияния на самочувствие детей, участвующих в терапевтических, профессиональных и реабилитационных программах.
Это новый инструмент социальной адаптации и реабилитации детей со специальными нуждами и особыми условиями воспитания (детей-инвалидов, детей и подростков с девиантным поведением, детей с нарушениями в развитии) для улучшения качества жизни, развития положительного мировоззрения, приобретения полезных навыков.
Садовая терапия имеет коррекционную направленность, т.е. предполагает исправление недостатков развития личности девиантных подростков, коррекцию особенностей психики и поведения детей и подростков с некоторыми нарушениями психического развития через активное вовлечение в процесс выращивания растений. Недавно британские ученые обнародовали свое заключение о том, что занятия садоводством и огородничеством оказывают самое положительное влияние на тех детей, кто в силу различного рода отклонений испытывает трудности с учебой.
Нами изучен опыт работы иркутских ученых: В.Я.Кузеванова, С.В.Сизых, В.П.Пескова. В Иркутске садовая терапия успешно применяется более 10 лет. Специалисты психологического института Восточно-Сибирской государственной академии образования, Ботанического сада, Научного центра проблем здоровья и репродукции человека Сибирского отделения Академии медицинских наук ведут научную психолого-медико-педагогическую экспериментальную работу с учащимися школ разного типа.
Специалисты утверждают, растения, трудотерапия на приусадебном участке позитивно влияют на здоровье детей, способствуют улучшению их социальной, образовательной, психологической и физической адаптации.
Положительные эффекты от применения садовой терапии могут быть зафиксированы четырех областях – интеллектуальной (познавательной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической.
Интеллектуальная (познавательная):
- улучшение навыков общения, развитие разных видов памяти и словарного запаса;
- улучшение способности проводить наблюдения за растениями и живой природой;
- улучшение способности планировать и принимать решения;
- получение новых профессиональных навыков (уход за растениями, аранжировка цветов);
- возможность найти работу, связанную с садоводством, после завершения программы;
- стимулирование чувственного восприятия (зрение, слух, вкусовые и тактильные ощущения, запах играют важную роль в достижении целей садовой терапии).
Социальная польза:
- взаимодействие внутри группы, участники учатся общаться для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества;
- взаимодействие за пределами группы, общение с другими садоводами;
- передача навыков и эмоций другим людям;
- формирование социально-значимых качеств личности, позволяющих человеку успешно
взаимодействовать с другими людьми (самостоятельность, ответственность, терпимость);
- усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки;
- уменьшение проявлений агрессии приводит к появлению социально адаптированного поведения;
- формирование интереса и стремления к жизни;
- возможности для выражения положительной творческой энергии (аранжировка цветов, ландшафтный дизайн).
Физическая польза:
- развитие и улучшение основных моторных навыков, улучшение мышечной координации и тренировка неиспользуемых мышц, развитие хватательных навыков и гибкости пальцев;
- растения выделяют фитонциды, которые убивают патогенные микроорганизмы (биологически активные веществ и оздоравливают воздушную среду).
Основная идея данного проекта: комплексная психолого-педагогическая, трудовая реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Садовая терапия, как комплексный способ реабилитации и социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями здоровья способно обеспечить качественные изменения в коррекционно-развивающем, реабилитационном процессе и послужить средством повышения эффективности образования и социализации учащихся с ограниченными возможностями.
- Идея определения функций школы-интерната как открытого социального института (М.Н.Певзнер, Л.И.Новикова, М.Н.Скаткин и др.).
Цели современного специального образования требуют включенности в процесс обучения и воспитания всех субъектов социального заказа, на удовлетворение потребностей которых ориентирована деятельность школы-интерната.
- Идея социальной активности образовательного учреждения.
Данная идея отражает необходимость активной позиции школы-интерната в выявлении образовательных потребностей субъектов социального заказа и привлечении их к плодотворному сотрудничеству на основе социального партнерства.
- Идея компетентностного подхода к образованию.
Важной задачей реализации данного похода является качественное обновление содержания образования для решения задач овладения жизненными компетенциями, которые способствуют повышению компетентности выпускников, их успешной социализации.
- Идея культурологического и ценностного подходов к образованию (А.Г.Здравосмыслов, И.Ф.Исаев, В.Я.Ядов и др.).
Компонентами культурологического и ценностного подходов к образованию являются отношение к образованию как культурному процессу, отношение к школе-интернату как к целостному поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, где происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.
Научная новизна проекта заключается в разработке инновационной социально-адаптационной и лечебно-оздоровительной модели школы-сада в условиях специальной коррекционной школы-интерната.
Теоретическая значимость заключается в обосновании концептуальных организационно-педагогических подходов к обеспечению качественной системы коррекционно-развивающей, социально-адаптационной, лечебно-оздоровительной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость проекта состоит в разработке авторских программ элективных курсов по инновационной технологии «Садовая терапия детей с ограниченными возможностями здоровья», научно-методических пособий, которые могут быть использованы в современной школьной практике специальных (коррекционных) школ-интернатов.
Цель проекта:
Разработка социально-адаптационной, лечебно-оздоровительной модели Школы-сада для психолого-педагогической, трудовой реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Главная цель проекта профилактика и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, привитие основных навыков по выращиванию растений для расширения жизненных компетенций, получение начальных навыков для выбора профессии в дальнейшем.
Приоритетной целью нашего проекта является улучшение положения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, их психолого-медико-педагогическая, социально-трудовая поддержка.
1. Апробация программы садовой терапии, определение путей и условий ее реализации в деятельности специальной (коррекционной) школы.
2. Освоение ребенком с нарушениями в развитии навыков взаимодействия с природным растительным миром, с людьми в широкой социальной среде и улучшение их психосоматического состояния.
3. Развитие приусадебного хозяйства, создание реабилитационного сада, реабилитационных зон - здоровьесберегающего, эколого-оздоровительного пространства в школе-интернате.
4. Реабилитация учащихся в социально-трудовой среде, путем формирования устойчивых трудовых навыков в приусадебном хозяйстве, в реабилитационном саду.
5. Осуществление процесса садовой терапии в соответствии с индивидуальным образовательным, коррекционно-развивающим и лечебно-оздоровительным маршрутом ребенка.
6. Обеспечение комплексного психолого-педагогического, медико-социального сопровождения ребенка на основе оптимально-личностного подхода.
7. Определение содержания программы садовой терапии, с учетом его психофизиологических возможностей и состояния здоровья, а также индивидуальных способностей, склонностей и дальнейших образовательных, профессиональных приоритетов ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
8. Для успешного применения подходов садовой терапии организация непосредственного взаимодействия и сотрудничества со специалистами: ботаниками, психологами, медиками, ландшафтными архитекторами.
9. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс путем реализации активных форм взаимодействия.
10. Развитие социально-сетевого партнерства с образовательными, культурными учреждениями, государственными и общественными организациями округов «Автодорожный», «Сайсарский» и города. С целью содействия социально-экономическому развитию города, данных округов реализация совместных проектов по благоустройству, озеленению территории и т.д.
Садовая терапия – системный подход, предполагающий использование потенциала растений, всей экосистемы сада, положительно воздействующий на адаптацию и развитие ребенка. У программы садовой терапии интегративный характер: она объединяет в себе возможности естественнонаучных и гуманитарных дисциплин – психологии, экологии, ботаники, педагогики – и предполагает экологический подход к работе со школьниками.
Технология этой работы базируется на принципах нашей отечественной психологии и педагогики. Отечественные психологи В.И.Панов, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, В.П.Песков отмечают необходимость рассмотрения психики человека через соотношение трех реальностей: биологической, психологической и социальной. Психика человека рассматривается через соотношение трех реальностей: биологической, психологической и социальной. Человек не может без ущерба долго пребывать вне здоровой экологической среды. Он родился, эволюционировал в лоне естественной природы – среди цветов и растений, животных и насекомых. На планете, которая подчиняется законам солнечной системы. В основе модели садовой терапии лежит врожденное стремление людей к природе, так называемая биофилия, которая может выражаться как активно, так и пассивно.
Описание школьного уклада.
Традиционные психолого-педагогические методы приносят результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Но становится очевидным, что в детской популяции актуализируются дизонтогенетические (нарушающие, искажающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции.
Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два основных направления. Первое - собственно когнитивные методы, чаще ориентированные на преодоление школьных трудностей. Второе направление – методы специальной коррекции для преодоления психологических, социальных проблем. Наличие таких подходов «сверху» и «снизу» открывают извечную проблему соотношения души и тела.
Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором воспитательные, педагогические, психологические и другие методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего компонента. Адекватна в этом смысле разработанная технология комплексного психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в здоровьесберегающей для него экосреде, где он может актуализировать свои потенциальные возможности, самореализоваться, что в дальнейшем будет способствовать его интеграции в общество.
Учитывая результаты мониторинга состояния психологического, соматического здоровья учащихся нашей школы, понимая особенности их обучения и воспитания, принимая их возможности интеграции в социум, школа ставит перед собой цель создания специальных условий для спешного обучения, развития каждого ребенка в конкретной социальной среде.
Название проекта: «Садовая терапия как одно из психолого-медико-педагогических условий создания социально-адаптационной и лечебно-оздоровительной модели Школы-сада»
15 09 2014
4 стр.
В усть-Майском улусе 10 школ (7 средних, 2 основных, 1 начальная школа-сад) и 12 дошкольных учреждений
05 09 2014
1 стр.
Осуществление оздоровительной программы детского сада в сотрудничестве с родителями
09 10 2014
1 стр.
Перми специализированными структурами в системе образования и здравоохранения, в том числе отделами профилактики социально обусловленных заболеваний при центрах психолого-педагогич
10 10 2014
1 стр.
Арнаутова Елена Павловна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социального развития ребенка в условиях детского сада и семьи Центра «Дошкольное детс
04 09 2014
1 стр.
Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия (лок- терапия) новый метод оперативной интегративной психотерапии реализует средствами современных информационных технол
24 09 2014
1 стр.
Центр Социально-трудовой адаптации и профориентации для юношей и девушек, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи объявляет прием учащихся от 15 лет и ста
12 09 2014
1 стр.
Травмы органов мочеполовой системы (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического факультетов)
14 12 2014
1 стр.