Урок в проблемно – диалогической технологии.
Учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ № 1 г. Суровикино Волгоградской области
Конорева Ольга Алексеевна
Класс -5-й. Предмет – история.
Тема: «Римские нравы и римская религия времен республики».
Эпиграф: «O tempora! O mores!»
«О времена! О нравы!»
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
обучающиеся смогут:
-
объяснить смысл новых понятий; фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик;
-
давать характеристику древнеримским божествам;
-
сравнивать современную и древнеримскую семью и нравственные устои.
Метапредметные:
Регулятивные:
обучающиеся смогут:
-
определить цель своей деятельности на уроке;
-
планировать действия направленные на достижение поставленных целей,
-
выдвигать различные гипотезы в проблемной ситуации;
-
соотносить результаты своей деятельности с целью;
-
оценивают полезность информации для собственной жизни.
Коммуникативные:
обучающиеся смогут:
-
доносить свою позицию до других при анализе исторических источников, иллюстраций,
-
учитывать мнение одноклассников при сравнении римских и греческих богов,
-
уметь работать в группе во время составления рассказа, анализа басни, работы с таблицей.
Личностные:
обучающиеся смогут:
-
высказывать свое мнение о нравственной роли семьи и религии в Древнеримском обществе периода республики.
-
самоопределяться в жизненных ценностях семьи, нравственных началах и религии.
Основные понятия:
-
фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик.
Вид используемых на уроке средств ИКТ:
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир.
-
Видеофильм «Древний Рим».
Ход урока
-
Актуализация знаний. Обсуждение с обучающимися отрывков из сочинений древних авторов:
1.1.Плутарх. Наставление супругам.
Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как далее склеенные горшки сперва легко рассыпаются от малейшего толчка, зато со временем, когда места скреплений станут прочным, ни огонь, ни железо их не возьмут. Слово «моё» и «не моё» необходимо исключить из семейной жизни. Как ушибы левой стороны, по словам врачей, отдаются болью справа, так и жене следует болеть за дела мужа, а мужу – за дела жены.
Диалог: «О чем говорит Плутарх?»
Предполагаемый результат: « О семье.»
Термин «семья» выносится на доску.
1.2.Сенека. Нравственное письмо к Луцилию.
А что лучшее в человеке? Человек силен? И львы тоже! Он красив? И павлины красивы! Он проворен? И лошади проворны. Он может двигаться и произвольно направлять движения? Но так же и звери, и черви! У него есть голос? Но у собак голос звонче, у орлов- пронзительней, у быков – гуще, у соловьев – приятней. Что же присуще именно человеку?
Диалог: « Что имеет в виду Сенека?»
Предполагаемый результат: «Разум. Нравственность. Мораль.»
Термин «нравственность» записывается на доске.
1.3.Тит Лукреций Кар. О природе вещей
Также поверить никак невозможно и в то, что святые
Где- то жилища богов обретаются в мира пределах,
Ибо природа богов настолько тонка и от чувства
Нашего столь далека, что едва ли умом постижима.
Если ж она осязанью рукой и толчками недоступна,
То и сама не должна осязать то, что мы осязаем:
То, что нельзя осязать, и само осязанию чуждо.
Диалог: « Природу какого явления описывает Лукреций Кар?»
Предполагаемый результат: «Религия»
Термин «религия» фиксируем на доске.
На основании предложенных терминов обучающиеся формулируют тему урока.
Таким образом, нам необходимо образовать 3 группы, которые будут работать по 3-м направлениям:
-
Семья
-
Нравственность
-
Религия
-
Создание проблемной ситуации:
-
Выскажите предположение на предмет того, похожи ли древнегреческая семья, нравственность и религия на современные?
-
Что вы взяли бы из Древнего Рима в нашу сегодняшнюю жизнь, а от чего отказались?
-
Какие у вас есть версии решения проблемы? (дети выдвигают предположения по проблеме)
-
Актуализация имеющихся знаний.
-
Давайте подумаем, что мы уже знаем по данному вопросу?
О семье обучающиеся знают из курса обществознания.
1 группа. Предполагаемый ответ: «Семья это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моралью, ответственностью и взаимопомощью. Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.Большинство людей имеют семью. Семьи бывают двухпоколенными или трехпоколенными. Иногда-неполными. Чаще современные семьи насчитывают 3-5 человек. Семья ценилась во все времена. Бобыль или человек без семьи считался всегда обиженным судьбой и Богом. Иметь семью и детей так же естественно, как необходимо и естественно трудиться… »
2 группа. О нравственности.
Предполагаемый ответ: «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.
Человек, наделенный моральными принципами, нарушая их, испытывает чувство совести и вины.Благородные нравственные поступки не требуют наград. Благодарностью служит сам добрый поступок.
Ответственность перед другими, уважение к родителям, доброта, правда, честь, совесть – эти качества универсальны, ценятся в современном обществе, как и в другие времена…»
3 группа. О религии.
Предполагаемый ответ: «Религия – вера в существование сверхъестественных существ, способных влиять на судьбу человека. Мы знаем о невозможности древнего человека объяснить физические явления и о поклонении силам природы. Знакомы с религией Древней Греции, её иерархической структурой. Представляем сущность языческих верований, а также мировых религий, таких как буддизм…»
-
Планирование.
Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Обсудите в группах и озвучьте план изучения данной темы.
-
Римская семья.
-
Древние нравы римлян.
-
Религия древних римлян периода республики.
-
«Открытие» нового знания.
Группам раздаются карточки образовательного ресурса.
1 карточка ресурса.
Основные понятия: фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик.
Задание: по тексту учебника § 46 познакомьтесь с толкованием данных понятий и распределите по 3-м группам:
«семья»
|
«нравы»
|
«религия»
|
Фамилия
|
Патрон
|
Лары
|
матрона
|
Клиент
|
Пенаты
|
|
|
Весталка
|
|
|
Великий понтифик
|
Выносятся на доску ответы в виде таблицы.
2 карточка ресурса.
Работа в группах с раздаточным материалом.
1 группа. «Семья».
Рельеф «Мать, защищающая своих детей».
Задание: рассмотреть древнеримский рельеф, ответить на вопросы:
-
Какие чувства у вас вызывает данное изображение?
-
Какое отношение матери к детям передает рельеф?
Ресурс: текст учебника п. 1. § 46.
Задания:
-
Составьте рассказ об укладе жизни в древнеримских семьях.
-
Чем древнеримская семья отличается от современной?
2 группа. «Нравы».
Ресурс: Жизнеописание Цинцинната – известного политического деятеля Рима, жившего в V веке до н.э.
Став в 460 году до н.э. консулом, он выступал против своеволия народных трибунов и за усиление власти сената. Его хотели выбрать в консулы и на следующий год, но он воспротивился этому, так как не желал нарушать закон, запрещавший одним и тем же лицам два года подряд занимать одну и ту же должность. В 458 году до н.э. ввиду опасности, угрожавшей Риму, Цинциннат был назначен диктатором. Послы, явившиеся в его поместье за Тибром с известием об этом назначении, застали его работающим в поле. Одержав блистательную победу над врагами, Цинциннат с триумфом вернулся с богатой добычей в Рим. Через 16 дней он отказался от должности диктатора и вернулся к себе в поместье.
Согласно преданию, Цинциннат был образцом скромности, доблести и верности гражданскому долгу. В последующих веках его имя часто упоминалось в разговорах о полководцах или политических деятелях, прославившихся великой скромностью и преданностью общественным интересам.
Вопросы:
-
Какие черты личности этого человека вы можете выделить?
-
Как они характеризуют Цинцинната?
-
Были ли эти черты свойственны многим гражданам Рима времен республики?
Ресурс: текст учебника п.2 § 46.
Вопросы:
-
Какие качества личности ценились в Древнем Риме времен республики?
-
Что осуждалось?
Ресурс: басни, автор - древнеримский баснописец – Федр.
Лиса и ворон.
Кто любит слышать похвалы коварных уст,
Позорно тот, наказанный, раскается.
Когда похитил ворон сыр с оконницы
И съесть его хотел, присев на дерево,
Лиса, подкравшись, завела такую речь:
«Ах, ворон, как твои сияют перышки,
Как ты лицом прекрасен и осанкою!
Будь голос у тебя – всех птиц затмил бы ты!»
Тот, сдуру вздумав отличиться пением,
из клюва выпускает сыр, который вмиг
лисы коварной пасть хватает жадная.
И лишь тогда воронья дурь раскаялась.
Отсюда видно, что всего важнее ум:
Сама добродетель уступает хитрости.
Лиса и аист.
Не делай зла: иначе, учит басенка,
Тебе твои же плутни будут карою.
Лиса к обеду пригласила аиста
(Гласит молва) и на тарелку плоскую
Похлебки жидкой налила, которую
Не склюнуть было аисту голодному.
Ответный пир готовя, аист кашею
Кувшин наполнил и, клюв туда просунувши,
Наелся сам, замучив гостью голодом.
И так сказала птица перелетная
Лисе, края кувшина тщательно лижущей:
«Кто дал пример- терпи от тех, кто брал пример».
Замерзшая змея и крестьянин.
Кто помогает злым, потом раскается.
Змею, совсем замерзшую от холода,
Себе на горе кто- то пригрел за пазухой,
А она, ожив, тотчас его ужалила,
И на вопрос, зачем она это сделала,
Сказала: «Чтоб впредь не помогали злым».
Задание:
1.Какие нравственные уроки дают нам древнеримские басни?
2. Актуальны ли они сегодня?
3 группа. «Религия»
Карточка ресурса: Римские боги – изображение.
Венера
|
Веста
|
Марс
|
Меркурий
|
Минерва
|
Сатурн
|
Фортуна
|
Юнона
|
Юпитер
|
Янус
|
Сильван
|
|
Ресурс:текст п.3 § 46.
Задание:
-
Что древние римляне заимствовали у греков?
-
Выявите черты самобытности древне римских верований?
-
Что из древнеримской религии дошло до наших дней, что изменилось и почему?
Выступления от групп.
-
Применение нового знания.
Какой ответ на основные проблемные вопросы урока мы можем дать?
Чьи версии подтвердились?
Используя новые знания, выполните самостоятельную работу:
Задание 1.
Приведите в соответствие:
-
Понтифик а) жрицы храма богини домашнего очага
-
Весталка б) хранители нравственных устоев
-
Фамилия в) хранители домашнего очага и припасов
-
Лары г) жрецы, связывающие богов и людей
-
Пенаты д) семья
Задание 2.
Укажите отличия устоев древнеримской семьи и нравов от современных.
-
Рефлексия (итог урока).
Диалог:
-
Какие затруднения возникли на уроке при разрешении проблемы?
-
Какие цели нами были поставлены?
-
Каких результатов мы добились?
-
Соответствует ли результаты цели?
Карточка ресурса: вам даны 3 символа: чемодан, мясорубка, корзина.

Что из древнеримской истории семьи, нравов, религии вы возьмете с собой и будете использовать в современной жизни – положите в чемодан, что нуждается в переработке, видоизменении, осовременивании – отнесите к мясорубке, что вам кажется изжившим себя, ненужным современному человеку- выбросите в корзину.
Спасибо всем за урок.
Домашнее задание.
Расширить свои знания о семье, нравах и религии Рима периода республики, используя дополнительную литературу и интернет – ресурсы.