Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок в проблемно – диалогической технологии.

Учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ № 1 г. Суровикино Волгоградской области

Конорева Ольга Алексеевна



Класс -5-й. Предмет – история.

Тема: «Римские нравы и римская религия времен республики».

Эпиграф: «O tempora! O mores!»

«О времена! О нравы!»

Планируемые образовательные результаты.



Предметные:

обучающиеся смогут:



  • объяснить смысл новых понятий; фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик;

  • давать характеристику древнеримским божествам;

  • сравнивать современную и древнеримскую семью и нравственные устои.

Метапредметные:

Регулятивные:

обучающиеся смогут:



  • определить цель своей деятельности на уроке;

  • планировать действия направленные на достижение поставленных целей,

  • выдвигать различные гипотезы в проблемной ситуации;

  • соотносить результаты своей деятельности с целью;

  • оценивают полезность информации для собственной жизни.

Коммуникативные:

обучающиеся смогут:



  • доносить свою позицию до других при анализе исторических источников, иллюстраций,

  • учитывать мнение одноклассников при сравнении римских и греческих богов,

  • уметь работать в группе во время составления рассказа, анализа басни, работы с таблицей.

Личностные:

обучающиеся смогут:



  • высказывать свое мнение о нравственной роли семьи и религии в Древнеримском обществе периода республики.

  • самоопределяться в жизненных ценностях семьи, нравственных началах и религии.

Основные понятия:

  • фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир.

  2. Видеофильм «Древний Рим».

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Обсуждение с обучающимися отрывков из сочинений древних авторов:

1.1.Плутарх. Наставление супругам.

Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как далее склеенные горшки сперва легко рассыпаются от малейшего толчка, зато со временем, когда места скреплений станут прочным, ни огонь, ни железо их не возьмут. Слово «моё» и «не моё» необходимо исключить из семейной жизни. Как ушибы левой стороны, по словам врачей, отдаются болью справа, так и жене следует болеть за дела мужа, а мужу – за дела жены.

Диалог: «О чем говорит Плутарх?»

Предполагаемый результат: « О семье.»

Термин «семья» выносится на доску.

1.2.Сенека. Нравственное письмо к Луцилию.

А что лучшее в человеке? Человек силен? И львы тоже! Он красив? И павлины красивы! Он проворен? И лошади проворны. Он может двигаться и произвольно направлять движения? Но так же и звери, и черви! У него есть голос? Но у собак голос звонче, у орлов- пронзительней, у быков – гуще, у соловьев – приятней. Что же присуще именно человеку?

Диалог: « Что имеет в виду Сенека?»

Предполагаемый результат: «Разум. Нравственность. Мораль.»

Термин «нравственность» записывается на доске.

1.3.Тит Лукреций Кар. О природе вещей

Также поверить никак невозможно и в то, что святые

Где- то жилища богов обретаются в мира пределах,

Ибо природа богов настолько тонка и от чувства

Нашего столь далека, что едва ли умом постижима.

Если ж она осязанью рукой и толчками недоступна,

То и сама не должна осязать то, что мы осязаем:

То, что нельзя осязать, и само осязанию чуждо.

Диалог: « Природу какого явления описывает Лукреций Кар?»

Предполагаемый результат: «Религия»

Термин «религия» фиксируем на доске.

На основании предложенных терминов обучающиеся формулируют тему урока.

Таким образом, нам необходимо образовать 3 группы, которые будут работать по 3-м направлениям:


  • Семья

  • Нравственность

  • Религия



  1. Создание проблемной ситуации:

  1. Выскажите предположение на предмет того, похожи ли древнегреческая семья, нравственность и религия на современные?

  2. Что вы взяли бы из Древнего Рима в нашу сегодняшнюю жизнь, а от чего отказались?



  1. Какие у вас есть версии решения проблемы? (дети выдвигают предположения по проблеме)



  1. Актуализация имеющихся знаний.

  1. Давайте подумаем, что мы уже знаем по данному вопросу?

О семье обучающиеся знают из курса обществознания.

1 группа. Предполагаемый ответ: «Семья это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моралью, ответственностью и взаимопомощью. Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.Большинство людей имеют семью. Семьи бывают двухпоколенными или трехпоколенными. Иногда-неполными. Чаще современные семьи насчитывают 3-5 человек. Семья ценилась во все времена. Бобыль или человек без семьи считался всегда обиженным судьбой и Богом. Иметь семью и детей так же естественно, как необходимо и естественно трудиться… »

2 группа. О нравственности.

Предполагаемый ответ: «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

Человек, наделенный моральными принципами, нарушая их, испытывает чувство совести и вины.Благородные нравственные поступки не требуют наград. Благодарностью служит сам добрый поступок.

Ответственность перед другими, уважение к родителям, доброта, правда, честь, совесть – эти качества универсальны, ценятся в современном обществе, как и в другие времена…»



3 группа. О религии.

Предполагаемый ответ: «Религия – вера в существование сверхъестественных существ, способных влиять на судьбу человека. Мы знаем о невозможности древнего человека объяснить физические явления и о поклонении силам природы. Знакомы с религией Древней Греции, её иерархической структурой. Представляем сущность языческих верований, а также мировых религий, таких как буддизм…»



  1. Планирование.

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Обсудите в группах и озвучьте план изучения данной темы.

  • Римская семья.

  • Древние нравы римлян.

  • Религия древних римлян периода республики.



  1. «Открытие» нового знания.

Группам раздаются карточки образовательного ресурса.



1 карточка ресурса.

Основные понятия: фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик.

Задание: по тексту учебника § 46 познакомьтесь с толкованием данных понятий и распределите по 3-м группам:


«семья»

«нравы»

«религия»

Фамилия

Патрон

Лары

матрона

Клиент

Пенаты







Весталка







Великий понтифик

Выносятся на доску ответы в виде таблицы.

2 карточка ресурса.

Работа в группах с раздаточным материалом.



1 группа. «Семья».

Рельеф «Мать, защищающая своих детей».

Задание: рассмотреть древнеримский рельеф, ответить на вопросы:


  1. Какие чувства у вас вызывает данное изображение?

  2. Какое отношение матери к детям передает рельеф?

Ресурс: текст учебника п. 1. § 46.

Задания:


  1. Составьте рассказ об укладе жизни в древнеримских семьях.

  2. Чем древнеримская семья отличается от современной?

2 группа. «Нравы».

Ресурс: Жизнеописание Цинцинната – известного политического деятеля Рима, жившего в V веке до н.э.

Став в 460 году до н.э. консулом, он выступал против своеволия народных трибунов и за усиление власти сената. Его хотели выбрать в консулы и на следующий год, но он воспротивился этому, так как не желал нарушать закон, запрещавший одним и тем же лицам два года подряд занимать одну и ту же должность. В 458 году до н.э. ввиду опасности, угрожавшей Риму, Цинциннат был назначен диктатором. Послы, явившиеся в его поместье за Тибром с известием об этом назначении, застали его работающим в поле. Одержав блистательную победу над врагами, Цинциннат с триумфом вернулся с богатой добычей в Рим. Через 16 дней он отказался от должности диктатора и вернулся к себе в поместье.

Согласно преданию, Цинциннат был образцом скромности, доблести и верности гражданскому долгу. В последующих веках его имя часто упоминалось в разговорах о полководцах или политических деятелях, прославившихся великой скромностью и преданностью общественным интересам.

Вопросы:


  1. Какие черты личности этого человека вы можете выделить?

  2. Как они характеризуют Цинцинната?

  3. Были ли эти черты свойственны многим гражданам Рима времен республики?

Ресурс: текст учебника п.2 § 46.

Вопросы:



  1. Какие качества личности ценились в Древнем Риме времен республики?

  2. Что осуждалось?

Ресурс: басни, автор - древнеримский баснописец – Федр.

Лиса и ворон.

Кто любит слышать похвалы коварных уст,

Позорно тот, наказанный, раскается.

Когда похитил ворон сыр с оконницы

И съесть его хотел, присев на дерево,

Лиса, подкравшись, завела такую речь:

«Ах, ворон, как твои сияют перышки,

Как ты лицом прекрасен и осанкою!

Будь голос у тебя – всех птиц затмил бы ты!»

Тот, сдуру вздумав отличиться пением,

из клюва выпускает сыр, который вмиг

лисы коварной пасть хватает жадная.

И лишь тогда воронья дурь раскаялась.

Отсюда видно, что всего важнее ум:

Сама добродетель уступает хитрости.

Лиса и аист.

Не делай зла: иначе, учит басенка,

Тебе твои же плутни будут карою.

Лиса к обеду пригласила аиста

(Гласит молва) и на тарелку плоскую

Похлебки жидкой налила, которую

Не склюнуть было аисту голодному.

Ответный пир готовя, аист кашею

Кувшин наполнил и, клюв туда просунувши,

Наелся сам, замучив гостью голодом.

И так сказала птица перелетная

Лисе, края кувшина тщательно лижущей:

«Кто дал пример- терпи от тех, кто брал пример».

Замерзшая змея и крестьянин.

Кто помогает злым, потом раскается.

Змею, совсем замерзшую от холода,

Себе на горе кто- то пригрел за пазухой,

А она, ожив, тотчас его ужалила,

И на вопрос, зачем она это сделала,

Сказала: «Чтоб впредь не помогали злым».

Задание:

1.Какие нравственные уроки дают нам древнеримские басни?

2. Актуальны ли они сегодня?



3 группа. «Религия»

Карточка ресурса: Римские боги – изображение.



Венера




Веста




Марс




Меркурий




Минерва




Сатурн




Фортуна




Юнона


Юпитер




Янус




Сильван





Ресурс:текст п.3 § 46.

Задание:


  1. Что древние римляне заимствовали у греков?

  2. Выявите черты самобытности древне римских верований?

  3. Что из древнеримской религии дошло до наших дней, что изменилось и почему?

Выступления от групп.

  1. Применение нового знания.

Какой ответ на основные проблемные вопросы урока мы можем дать?

Чьи версии подтвердились?

Используя новые знания, выполните самостоятельную работу:

Задание 1.

Приведите в соответствие:


  1. Понтифик а) жрицы храма богини домашнего очага

  2. Весталка б) хранители нравственных устоев

  3. Фамилия в) хранители домашнего очага и припасов

  4. Лары г) жрецы, связывающие богов и людей

  5. Пенаты д) семья

Задание 2.

Укажите отличия устоев древнеримской семьи и нравов от современных.



  1. Рефлексия (итог урока).

Диалог:

  1. Какие затруднения возникли на уроке при разрешении проблемы?

  2. Какие цели нами были поставлены?

  3. Каких результатов мы добились?

  4. Соответствует ли результаты цели?

Карточка ресурса: вам даны 3 символа: чемодан, мясорубка, корзина.

Что из древнеримской истории семьи, нравов, религии вы возьмете с собой и будете использовать в современной жизни – положите в чемодан, что нуждается в переработке, видоизменении, осовременивании – отнесите к мясорубке, что вам кажется изжившим себя, ненужным современному человеку- выбросите в корзину.



Спасибо всем за урок.

Домашнее задание.

Расширить свои знания о семье, нравах и религии Рима периода республики, используя дополнительную литературу и интернет – ресурсы.

«Римские нравы и римская религия времен республики»

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир

99.29kb.

10 10 2014
1 стр.


Литература I-II вв.: «золотой век»

Римская художественная литература I–ii вв.: «золотой век» римской поэзии в эпоху Августа (Вергилий, Гораций, Овидий); римская сатира I–ii вв (Петроний, Марциалл, Ювенал); Апулей —

272.56kb.

12 10 2014
1 стр.


Психоанализ и религия (фрагменты)

Этика и религия тесно связаны, между ними имеются определенные пересечения. Но в этой книге я сосредоточил внимание не на этике, а на религии

207.1kb.

14 12 2014
1 стр.


Издание Атласа Республики Коми Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Издание и презентация

Дополненное и исправленное издание «История Коми с древнейших времен до наших дней»

172.27kb.

15 10 2014
1 стр.


Социализм и религия

Я должен сейчас же сказать, чтò такое я понимаю под словом „религия. Я открыто присоединяюсь к борьбе со всеми существующими церквами, полными лжи, насилия, лицемерия и равнодушия,

31.05kb.

11 10 2014
1 стр.


L. S. Vasilyev History of Oriental ReligionsЛ. С. Васильев История религий Востока глава 1 религия и религиоведение что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность

Л. С. Васильев История религий Востока глава 1 религия и религиоведение что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социа

5239.93kb.

07 10 2014
32 стр.


L. S. Vasilyev History of Oriental ReligionsЛ. С. Васильев История религий Востока глава 1 религия и религиоведение что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность

Л. С. Васильев История религий Востока глава 1 религия и религиоведение что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социа

5202.62kb.

07 10 2014
35 стр.


-

Происхождение слова «религия». Содержание религии: вероучение, культ, этика, эсхатология. Проблема происхождения религии. Проблема классификации религий. Религия как предмет научно

42.35kb.

28 09 2014
1 стр.