Рабочая программа курса «Социальная стратификация»
Содержание
1.
| Организационно-методические данные |
4
|
1.1.
|
Объемы различных форм учебной работы и виды контроля
|
4
|
1.2.
|
Введение
|
5
|
2.
|
Содержание курса
|
6
|
2.1.
|
Тематический план
|
6
|
2.2.
|
Семинарские и практические занятия
|
9
|
2.3.
|
Вопросы к зачету
|
11
|
2.4.
|
Требования к письменным работам
|
13
|
2.5.
2.6.
2.7.
|
Тематика рефератов
Основные термины и понятия
Темы для курсовых (К) и дипломных (Д) работ
|
15
17
18
|
3.
|
Рекомендуемая литература
|
21
|
3.1.
|
Основная литература
|
21
|
3.2.
|
Дополнительная литература
|
21
|
3.3.
|
Периодическая печать
|
32
|
4.
|
Приложения
|
33
|
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
-
Объёмы различных форм учебной работы
и виды контроля
Виды учебных занятий |
Курс 2
|
Весенний семестр – 4
|
Аудиторная работа |
|
Лекции
|
17
|
Семинары
|
17
|
Практические занятия
|
|
ИТОГО
|
34
|
Внеаудиторная работа |
|
Рефераты
|
10
|
Контрольная работа
|
10
|
Самостоятельная подготовка
|
8
|
Другие виды внеаудиторной работы
|
6
|
ИТОГО
|
34
|
Итоговый контроль (форма)
|
Зачет
|
Общая трудоемкость дисциплины в часах
|
68
|
ВСЕГО
|
17 недель
|
-
Введение
Учебный курс «Социальная стратификация» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана направления «Социальная работа» и соответствует требованиям государственного стандарта, предъявляемым к подготовке специалистов по социальной работе в высших учебных заведениях.
Изучение основ социальной стратификации ориентировано на следующие цели: понимание механизмов изменения структурной организации общества и владение навыками создания программ влияния на индивидуальную динамику социального статуса, прогнозирования эффективности жизненных стратегий. Реализация целей осуществляется последовательным решением таких задач:
-
знакомство студентов с современным состоянием теоретических представлений о социальной организации общества;
-
обзор проблем и особенностей структурирования современного российского социального пространства;
-
анализ динамики и механизмов социального расслоения,
-
изучение индивидуальных и групповых жизненных стратегий;
-
формирование навыков выявления факторов влияния на социальный статус;
-
построение корректирующих жизненных индивидуальных стратегий.
Данный курс рассчитан на один семестр (17 часов лекций и 17 - семинарских занятий). Самостоятельная работа студентов предполагает написание рефератов, подготовку докладов и сообщений по отдельным темам спецкурса. Эти работы оцениваются в соответствии с требованиями настоящей программы. Практические занятия направлены на формирование навыков и умений использования методов и технологий социальной работы для расширения диапазона возможностей самореализации индивидов и социальных групп, изменения их социального статуса, корректировки жизненных стратегий. Выбор конкретной темы семинарского занятия проводится с учетом мнения студентов. В конце семестра предполагается сдача зачета.
Распределение тем учебных занятий представлено в программе лишь примерно, в течение семестра возможны изменения в зависимости от потребностей образовательного процесса.
-
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2. 1. Тематический план
Тема 1.
История представлений о социальном неравенстве
Лекция - 3 часа
-
Социальное неравенство как социальная проблема. Классическая философия о социальном неравенстве
-
Социальная стратификация в политэкономии
-
Анализ социальной дифференциации общества в социологии: классовый и стратификационный подход
-
Одномерная и многомерная модели стратификации 1930-1960-х гг.
-
Функционализм и социальная стратификация
-
Постструктурализм о социальных отношениях
ЛИТЕРАТУРА:
2; 4; 8; 12; 15; 22; 37; 116; 124; 125; 138; 167; 212; 213.
Тема 2. Сущность и функции социальной стратификации
Лекция – 2 часа
Семинар – 2 часа
-
Социальная группа, социальный институт
-
Теория социально-экономического разделения труда
-
Множественность критериев ранжирования
-
Территориальные общности и социальные организации
-
Стабильность социальной системы. Власть и концепции социальной политики
ЛИТЕРАТУРА:
1; 8; 12; 16; 19; 34; 38; 41; 63; 66; 85; 156; 161; 170; 204.
Тема 3. Типы стратификационных систем
Лекция - 1 час
Семинар - 2 часа
-
Системные характеристики стратификации
-
Общая типология
-
Комбинация стратификационных систем
ЛИТЕРАТУРА:
1; 2; 9; 12; 18; 24; 34; 38; 69; 87; 112; 115; 156; 164; 184; 212.
Тема 4. Социальная мобильность
Лекция - 2 часа
Семинар - 2 часа
-
Сущность, типы и формы социальной мобильности
-
Факторы социальной мобильности
-
Закрытое и открытое общество – функции социальной мобильности
-
Социальная мобильность в этакратическом обществе
ЛИТЕРАТУРА:
1; 3; 10; 11; 13; 14; 21; 35; 51; 84; 145; 178; 191; 199; 201.
Тема 5. Социальное воспроизводство
Лекция - 2 часа
Семинар - 2 часа
-
Становление теории социального воспроизводства
-
Социально-демографическое воспроизводство индивида и социума
-
Факторы социального воспроизводства
-
Типология воспроизводства
ЛИТЕРАТУРА:
9; 11; 13; 14; 15; 25; 32; 51; 52; 68; 122; 140; 151; 175; 182; 184; 205.
Тема 6. Современные формы социального неравенства
Лекция - 4 часа
Семинар - 3 часа
-
Модификация использования понятия рыночных позиций
-
Этничность как стратификационный критерий
-
Гендерные и возрастные группы в стратификационной иерархии
-
Стратифицирующая функция образования
-
Депривация. Социальная эксклюзия. Маргинализация общества. Андеркласс. Горизонтальная дифференциация
-
Теории элит. Структура власти. Правящий класс и элита. Демократический элитизм
-
Глобализация мировой финансовой системы. Олигархия. Концепция мировых городов (Дж. Фридманн). Социальная поляризация
-
Стратифицирующее воздействие государственной социальной политики
-
Профессиональный признак как основа современных стратификационных иерархий
ЛИТЕРАТУРА:
2; 8; 16; 20; 26; 27; 33; 40-41; 45; 46; 62; 116; 122; 164-166; 177; 184-185; 192.
Тема 7. Теории стратификации в советском обществе
Лекция - 1 час
-
Официальная концепция
-
Два основных взгляда на общества советского типа
-
Первые советские стратификационные исследования
ЛИТЕРАТУРА:
5; 9; 23-24; 43, 50; 54; 50; 59; 92; 100; 105; 142; 151; 198; 208-210.
Тема 8. Социальная стратификация российского общества
Лекция - 4 часа
Семинар - 4 часа
-
Социальные институты Древней Руси: гражданская и церковная сфера
-
Характер стратификационных иерархий в обществе советского типа
-
Тенденции изменений социальной структуры советского общества
-
Социальная стратификация в постсоветской России:
-
изменение социально-экономических отношений;
-
формирование класса крупных собственников;
-
средний класс в пореформенной России;
-
общие направления эволюции социальной структуры;
-
стратификационное пространство Красноярского края
ЛИТЕРАТУРА:
3; 4; 5; 9; 13; 30; 39;49; 61; 68; 72-74; 107; 120; 144; 155; 181; 199; 216.
Всего – 34 часа
Почасовое распределение тем занятий производится лишь примерно; в процессе прохождения курса возможны некоторые изменения в зависимости от потребностей образовательного процесса в каждой конкретной учебной группе.
-
Семинарские и практические занятия
Тема 2
-
Формирование и развитие социальных институтов
-
Критерии самоопределения стратификационных групп г. Красноярска
-
Социальный статус этнической группы
-
Характеристика социального слоя
-
Общественные организации: функции, цели, социальный состав
Тема 3
-
Типы стратификации
Тема 4
-
Уровень и особенности социальной мобильности населения Красноярского края
-
Миграция как изменение статуса
-
Потенциал социальной мобильности
-
Социальная активность личности в различные жизненные периоды. Способы активизации
Тема 5
-
Мнения и подходы к формированию среднего класса в России
-
Воспроизводство и эволюция качественных свойств населения
-
Социальные функции образования
-
Бедность как стратификационная категория. Психо-социальные предпосылки бедности
-
Социальные ресурсы повышения статуса
-
Выработка поведенческих стратегий в различных социальных группах
Тема 6
-
Доступность образования для различных социальных групп
-
Социальная идентификация группы и ее оценка обществом
-
Эволюция социальных рисков. Социальные риски современного общества
-
Уровень жизни: критерии оценки, стратификационная роль
-
Социальные индикаторы
-
Массовые профессии: эволюция и влияние на стратификацию
Тема 8
-
Стратификационные группы, представленные в Красноярском крае
-
Жизненные стратегии различных социальных групп
-
Образ жизни различных социальных групп. Качественные отличия образа жизни
-
Диапазон социальных возможностей вчера и сегодня
-
Нормы, идеалы и ценности различных стратификационных групп
-
Социальные профили стратификационных групп
-
Внутренняя дифференциация среднего класса
-
Стратификационные траектории личности на примере своей семьи
Представленный список тем превышает возможности курса. Из предложенного списка студенты по мере прохождения курса в процессе обсуждения выбирают наиболее интересующие их темы для семинарских занятий. Всего – 17 часов
2.3. Вопросы к зачету
-
Социальная стратификация как научная и учебная дисциплина
-
Объективные и субъективные характеристики стратификации
-
Методы изучения стратификационных характеристик
-
Охарактеризовать важнейшие функции современного общества, их влияние на социальную структуру
-
Формирование социальных институтов. Основные характеристики и функции социальных институтов
-
Понятие о социальной системе. Взаимозависимость элементов общества. Условия существования «общественного организма»
-
Понятие о социальной структуре и ее динамике
-
Проблемы, порождаемые социальным неравенством. Социальное неравенство как сущность общества, его неравнозначность
-
К. Маркс о социальной стратификации. Сущность классового подхода
-
Рабство, касты, сословия – происхождение, функции, особенности статуса. Квазисословный тип социальной структуры
-
М. Вебер о существовании классов
-
Зарубежные и российские критерии социального статуса: сравнительный анализ
-
Классовое сознание. Критерии самоидентификации социальных групп
-
Современная роль общественных организаций на стратификационную иерархию
-
Потенциал социальной мобильности (возможности изменения социального статуса)
-
Богатство и доход. Особенности распределения в обществе. Стратифицирующее влияние
-
Социальные риски современного общества
-
Стратификационный аспект бедности. Психосоциальные параметры бедности
-
Типы стратификационных систем: критерии выделения, модель
-
Современные формы социального неравенства. Изменения в структуре российского общества в конце ХХ века (1970-2000 гг.)
-
Стратифицирующее воздействие социальной политики
-
Социальный статус группы – объективные и субъективные критерии. Качественные отличия стиля жизни различных социальных групп
-
Факторы воспроизводства стратификационной иерархии
-
Взгляды Т. Парсонса на стратификацию общества
-
Факторы социальной мобильности. Индивидуальная и групповая мобильность
-
Межпоколенная социальная мобильность. Возможности в различные исторические периоды
-
Горизонтальная социальная мобильность – сущность и причины
-
Вертикальная социальная мобильность – сущность, причины
-
Влияние гендерных различий и представлений на стратификацию
-
Обосновать тезис о переходном характере социальной стратификации современного российского общества
-
"Социальное дно" – характеристика, стиль жизни, критерии выделения. Андекласс
-
Эволюция соотношений стратификационных слоев общества
-
Элита как стратификационная группа. Национальная элита: происхождение, модификация
-
Средний слой в стратификационном делении общества: состав и функции, возможности влияния на власть
-
Социокультурный потенциал социальной группы (по выбору)
-
Понятие социальной эксклюзии. Депривация
-
Нижний стратификационный слой: критерии выделения, социальный состав, условия воспроизводства
-
Социально-демографический потенциал основных социальных слоев общества
-
О. Тоффлер о структуре власти и роли власти
-
Сферы деятельности социальных групп
-
Социальная стратификация постиндустриального общества: отличительные черты
-
Территориальная сегрегация как стратифицирующее воздействие
-
Характеристика этакратической системы
-
Характеристика культурно-символической системы
-
Характеристика культурно-нормативной системы
Требования к письменным работам
следующая страница>