Перейти на главную страницу
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный университет» (НГУ)
Факультет информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
« ___» _____________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Нейрокомпьютеры
Информационное и программное обеспечение автоматизированных систем
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения очная
Новосибирск
2011
Программа дисциплины «Нейрокомпьютеры» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к структуре и результатам освоения основных образовательных программ магистратуры по «профессиональному» циклу (вариативная часть) по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ.
Автор (авторы) Осипов Александр Леонидович, к.т.н., ст.научн.сотр.
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
Кафедра Кафедра компьютерных систем
1. Цели освоения дисциплины (курса)
Дисциплина (курс) "Нейрокомпьютеры" имеет своей целью: освоение студентами теоретических и практических основ нейросетевых технологий; изучение методов проектирования и обучения нейронных сетей; построения математических моделей и анализа их функционирования.
Указанные цели в полной мере отвечают основным целям данной магистерской программы:
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина является вариативной частью профессионального цикла ООП магистерской программы «Высокопроизводительные вычислительные системы» по направлению подготовки 230100.68 «Информатика и вычислительная техника». С другими частями образовательной программы соотносится следующим образом.
Дисциплины, опирающиеся на курс «Нейрокомпьютеры» по учебному плану:
Дисциплина является самостоятельным курсом, который ориентирован на углубление познаний обучающегося в области проектирования и разработки гибридных информационных систем.
Для успешного освоения данной дисциплины учащийся должен:
Данная дисциплина необходима для успешного выполнения выпускной квалификационной работы.
Дисциплина нацелена на формирование у учащегося следующих компетенций:
4. Структура и содержание дисциплины "Нейрокомпьютеры"
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
№ п/п |
Раздел
Дисциплины |
Семестр |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
| ||||
Лекции |
Семинары |
Самостоятельная работа |
Всего |
| |||||
1 |
Структурная схема нейрокомпьютера |
2 |
2 |
4 |
4 |
10 |
|
| |
2 |
Обучение однослойных и специальных нейронных сетей |
2 |
3 |
4 |
4 |
11 |
|
| |
3 |
Обучение многослойных нелинейных нейронных сетей без обратных связей |
2 |
4 |
4 |
4 |
12 |
КР |
| |
4 |
Модели нейронных сетей |
2 |
4 |
4 |
6 |
14 |
|
| |
5 |
Гибридные системы |
2 |
4 |
4 |
5 |
13 |
КР |
| |
6 |
Нейроимитаторы |
2 |
4 |
4 |
4 |
12 |
|
| |
|
Итого по курсу: |
|
21 |
24 |
27 |
72 |
зачет (2 семестр) |
КР* – Контрольная работа. Выполняется студентами после изучения темы.
Темы лекционных занятий разделов дисциплины
Раздел 1. Структурная схема нейрокомпьютера.
Предмет дисциплины, её структура и содержание. Задачи, решаемые на нейрокомпьютерах. Схема абстрактного нейрокомпьютера. Структура нейрокомпьютера. Компоненты нейрокомпьютера. Сравнение нейрокомпьютера с машиной фон Неймана. Модели формальных нейронов. Виды функций активации. Классификация нейронных сетей. Классификация нейронных сетей по виду топологии. Классификация нейронных сетей по способу решения задачи. Математическое описание многослойных нейронных сетей. Методика решения задач в нейросетевом базисе. Оценка качества работы нейронной сети. Нейрокомпьютеры и их место среди высокопроизводительных ЭВМ. Примеры искусственных нейронных сетей.
Обучение нейронной сети. Технология обучения. Способы представления процесса обучения. Алгоритм обучения однослойной нейронной сети. Алгоритм обучения по дельта – правилу. Алгоритм обучения однослойных нейронных сетей с нелинейной функцией активации. Алгоритм «победитель получает все». Пример решения задачи классификации на основе нейронной сети.
Раздел 3. Обучение многослойных нелинейных нейронных сетей без обратных связей.
Эволюция развития перцептронных алгоритмов обучения. Процедура Уидроу – Хоффа. Теорема Новикова. Алгоритмы Айзермана и Бравермана. Обучение многослойной нейронной сети без обратных связей. Алгоритм обратного распространения ошибки и его анализ. Трудности алгоритма обратного распространения ошибки. Градиентные методы обучения. Неградиентные методы обучения. Эффективность аппарата нейросетей.
Раздел 4. Модели нейронных сетей.
Модели ассоциативной памяти. Сети Хопфилда. Обучение по правилу Хебба. Устойчивость сетей Хопфилда. Применение сети Хопфилда к решению задач комбинаторной оптимизации. Сети Хемминга. Ассоциативно-проективные нейронные (АПНС) сети. Архитектура АПНС сети. Пример применения АПНС в задачах распознавания образов. Сеть Кохонена. Особенности обучения без учителя. Принцип работы сети Кохонена. Алгоритм обучения сети Кохонена. Сети встречного распространения. Нейронная сеть ART – 1. Перспективы использования нейронных сетей. Прогнозирование с использованием нейросетей.
Раздел 5. Гибридные системы.
Нечеткие нейронные сети. Преимущества аппарата нечетких нейронных сетей. Нечеткие элементы нейросетевых систем. Нечеткие нейроны. Алгоритм обучения нечеткого перцептрона. Структуры гибридных систем. NNFLC - нечеткий контроллер на основе нейронной сети. ANFIS – адаптивная нейронная сеть, основанная на системе нечеткого вывода. NNDFR – нейронная сеть для нечетких умозаключений.
Раздел 6. Нейроимитаторы.
Классификация нейроимитаторов. Обобщенная структурная схема нейроимитатора. Универсальные нейропакеты. Специализированные нейропакеты.
Программный комплекс NeuroIterator. Нейропакет Brain Maker 3.1 Professional. Пакет Matlab.
Семинарские занятия
Семинарские занятия позволяют детально разобрать каждый класс специализированных нейронных вычислителей, рассмотреть конкретные примеры и обсудить различные способы реализации задач на различных архитектурах нейронных сетей. Темы семинарских занятий:
Самостоятельные работы
По каждому теоретическому разделу предусмотрена самостоятельная работа студента. По первым шести разделам темы самостоятельных работ соответствуют темам семинарских занятий.
5. Образовательные технологии
Для освоения дисциплины «Нейрокомпьютеры» используются следующие основные образовательные методы и технологии: проблемное обучение и контекстное обучение.
На семинарских занятиях используются технологии проблемного и контекстного обучения. Семинары проходят в активной и интерактивной форме. На семинарских занятиях студенты рассматривают примеры алгоритмов и программ для различных архитектур нейронных вычислителей, коллективно решают задачи по адаптации предложенных преподавателем алгоритмов под данную архитектуру нейронной сети.
На лекционных занятиях часть времени отводится на взаимодействие взаимодействия преподавателя со студентами в активной форме: в начале занятия несколько минут студенты задают вопросы по пройденному ранее теоретическому материалу.
Для оценки теоретических знаний студентов в течение семестра проводятся одна или две контрольные работы. Список примерных контрольных вопросов приведен далее. Сумма баллов за контрольную работу выставляется исходя из правильности и полноты ответов студента.
Вид учебной деятельности |
Максимальное число баллов |
Семестр 2 | |
Семинарские занятия |
50 |
Контрольные работы |
30 |
Зачет |
20 |
Итого за семестр: |
100 |
Итоговая оценка выставляется в зависимости от числа баллов:
87-100 – «отлично»,
74-86 – «хорошо»,
50-73 – «удовлетворительно»,
менее 50 – «неудовлетворительно».
1. Нечеткие алгоритмы: меры, автоматы, отношения предпочтения.
программирования, оптимизации.
4. Искусственный нейрон. Архитектура сетей.
5. Многослойные искусственные нейронные сети. Рекуррентные сети
6. Обучение искусственных нейронных сетей. Персептроны.
7. Нейронные сети Хопфилда и Хэмминга.
9. Обобщения и применения модели Хопфилда.
10. Нейронные сети и алгоритмы их обучения.
11. Обучение слоя Кохонена.
12. Обучение слоя Гроссберга.
13. Нейро-нечеткие технологии информационных систем
14. Методы группирования данных, классификации и кластеров.
15. Эвристики, возможность и поисковые стратегии.
16. Распознавание образов и сходства.
17. Теория возможностей и смысла.
18. Другие методы нейро-нечетких технологий для построения информационных систем.
19. Эластичные нейро-нечеткие системы.
20. Введение в генетические алгоритмы и искусственную жизнь.
21. Введение в системы, основанные на правилах и обучение на основе наблюдений.
22. Языки и технологии логического программирования: PROLOG, LISP.
23. Нейро-нечеткие технологии информационных систем.
Примерный список вопросов к зачету
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
б) дополнительная литература:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Рецензент (ы) _________________________
от ___________ года, протокол № _______.
«профессиональному» циклу (вариативная часть) по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным униве
09 09 2014
1 стр.
Курс адресован студентам исторического факультета 1 курса направления подготовки 030600 «История», программы «История и культура народов Приуралья: развитие и межкультурное взаимод
01 10 2014
1 стр.
Программы учебной дисциплины «Взаимодействие лазерного излучения с веществом»
09 10 2014
1 стр.
Курс входит в раздел «В. Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть, дисциплины по выбору студента по направлению подготовки впо 032700 – «Филология» профиль
25 12 2014
1 стр.
Совместный проект Детского Фонда ООН (юнисеф) и Новосибирской городской общественной организации «Гуманитарный проект» в рамках программы «Здоровье и развитие молодежи»
25 12 2014
1 стр.
Формирование культуры проектирования полноценной предметно-пространственной среды с учётом программирования эмоций будущего
01 10 2014
1 стр.
Проект «Здоровое поколение» Программы «Наши дети – будущее планеты» Международного общественного движения «Добрые дети мира»
08 10 2014
1 стр.
Курс входит в математический и естественнонаучный цикл ооп 230100 Информатика и вычислительная техника
14 12 2014
1 стр.