Перейти на главную страницу
Применение теорем Чевы и Менелая для решения планиметрических задач. Сравнительный анализ в эффективности применения этих теорем по сравнению с другими способами решения планиметрических задач.
ученик 11«А» класса.
учитель математики МОУ «Лицей №3».
г. Саров, 2011 год.
Основная часть. 3
Глава I. Теоремы Чевы и Менелая [4]. 3
Глава II. Применение теорем Чевы и Менелая для решения планиметрических задач. Сравнительный анализ в эффективности применение этих теорем по сравнению с другими способами решения планиметрических задач [2], [5]. 4
I блок задач (замечательные точки треугольника). 5
II блок задач (пропорциональные отрезки). 11
III блок задач (отношение площадей). 17
Заключение. 25
Список используемой литературы. 25
В курсе геометрии седьмых, восьмых и девятых классов были рассмотрены важные и интересные свойства геометрических фигур на плоскости. Но многие удивительные соотношения и изящные геометрические факты не вошли в основной курс.
Из школьного курса нам известны теоремы о замечательных точках в треугольнике, о том, что биссектрисы (медианы, высоты) треугольника пересекаются в одной точке. А ведь эти свойства являются следствиями из теорем Чевы и Менелая.
Теорема Менелая красива и проста. В школьном курсе эта теорема затерялась где-то среди задач. Между тем она входит в золотой фонд древнегреческой математики. Эта теорема дошла до нас в арабском переводе книги «Сферика» Менелая Александрийского.
Теоремы Чевы и Менелая в школьном курсе математики изучаются лишь в классах с углубленным изучением математики. Между тем, эти теоремы позволяют легко и изящно решить целый класс задач. Многие задачи по планиметрии, предлагаемые на вступительных экзаменах в вузы, в заочные математические школы можно решить с помощью именно этих теорем.
На примере следующих задач (задач на замечательные точки треугольника, на пропорциональные отрезки и на отношение площадей) покажем эффективность применения теорем Чевы и Менелая по сравнению с другими способами решения планиметрических задач.
Доказать, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.
Обратно: каждая точка, лежащая внутри угла и равноудалённая от сторон угла, лежит на его биссектрисе.
Следовательно, прямоугольные по гипотенузе и острому углу.
Значит, как соответственные элементы в равных треугольниках, то есть
.
Доказано.
Рассмотрим прямоугольные и
(
, так как
и
).
Следовательно, прямоугольные по гипотенузе и катету.
Так как по условию – биссектриса
, то:
Так как по условию – биссектриса
, то:
Отсюда по теореме Чевы, биссектрисы
пересекаются в одной точке – точке
.
Доказать, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.
Так как и
– медианы
, то точки
и
являются серединами сторон
и
соответственно, то есть
,
.
Отсюда, по определению средней линии треугольника (средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон) отрезок является средней линией
.
Так как средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны, то отрезок и
.
Следовательно, по двум углам, и, значит, их стороны пропорциональны.
Итак, – коэффициент подобия:
Но по доказанному ;
, поэтому и
,
. Таким образом, точка
пересечения медиан
и
делит каждую из них в отношении
, считая от вершины.
Итак,
Отсюда по теореме Чевы, медианы
пересекаются в одной точке – точке
.
И, значит,
Итак, все три медианы пересекаются в точке
и делятся ею в отношении
, считая от вершины.
В на стороне
взята точка
так, что
. На продолжении стороны
за точку
взята точка
так, что
. Прямая
пересекает сторону
в точке
. Найти отношение
.
Сделаем дополнительное построение: проведём отрезок (рис. 18).
Пусть , тогда по условию (
):
; пусть
, тогда по условию (
):
.
Следовательно, по двум углам.
Итак, – коэффициент подобия:
И, значит,
Следовательно, по двум углам.
Итак, – коэффициент подобия:
Но, так как по доказанному:
то мы получаем, что:
Пусть , тогда по условию (
):
; пусть
, тогда по условию (
):
.
Прямая пересекает две стороны
(
,
) и продолжение третьей (
– луч,
), значит, по теореме Менелая:
И, значит,
На стороне
взята точка
, а на стороне
взята точка
, причём
. Точка пересечения отрезков
и
делит
в отношении
, считая от точки
. Найти отношение
.
Сделаем дополнительное построение: проведём отрезок (рис. 20).
Пусть , тогда по условию (
):
; пусть
, тогда по условию (
):
.
Следовательно, по двум углам.
Итак, – коэффициент подобия:
И, значит,
Следовательно, по двум углам.
Итак, – коэффициент подобия:
Но, так как по доказанному:
то мы получаем, что:
Прямая пересекает две стороны
(
,
) и продолжение третьей (
– луч,
), значит, по теореме Менелая:
И, значит,
Пусть медиана
. На медиане
взята точка
так, что
. Прямая
разбивает
на два треугольника:
и
, причём
. Найти отношение
.
Сделаем дополнительное построение: проведём отрезок (рис.22).
Пусть , тогда по условию (
медиана
):
; пусть
, тогда по условию (
):
.
Следовательно, по двум углам.
Итак, – коэффициент подобия:
И, значит,
Следовательно, по двум углам.
Итак, – коэффициент подобия:
Но, так как по доказанному:
то мы получаем, что:
Пусть , тогда по условию (
медиана
):
; пусть
, тогда по условию (
):
.
И, значит,
Биссектрисы и
пересекаются в точке
. Найти
, если
,
,
.
То есть, если , то
То есть, если , то
Следовательно, по двум углам.
Итак, – коэффициент подобия:
И, значит,
Следовательно, по двум углам.
Итак, – коэффициент подобия:
Но, так как по доказанному:
то мы получаем, что:
То есть, если , то
.
Итак,
Следовательно,
По условию задачи , поэтому,
То есть, если , то
То есть, если , то
И, значит,
То есть, если , то
.
Итак,
Следовательно,
По условию задачи , поэтому,
Теоремы Чевы и Менелая не изучаются в основном курсе геометрии 7–9 классов. Но трудности, связанные с освоением этих теорем, оправданы их применением при решении задач.
Решение задач с помощью теорем Чевы и Менелая более рационально, чем их решение другими способами, требующими дополнительных действий и построений, которые не всегда оказываются очевидными.
Я считаю, что теоремы Чевы и Менелая должны быть включены в основной курс геометрии 7–9 классов, так как решение задач с помощью этих теорем развивает мышление и логику учеников.
16 12 2014
1 стр.
Они могут быть использованы для разработки и применения численных методов решения задач из многих областей знания, для построения и исследования математических моделей таких задач
18 12 2014
1 стр.
Оборудование: пособие для решения некоторых стандартных задач по теме "Применение законов динамики" (приводится ниже); деревянные доски и бруски, линейки, динамометры, сосуды без ш
15 10 2014
1 стр.
Данная работа посвящена теореме Пифагора – одной из основополагающих теорем евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника
14 12 2014
1 стр.
Методика решения задач по высшей математике: метод пособие / авт сост. Н. А. Докукова, Е. Н. Кафтайкина. – Минск : митсо, 2008. – 63 с
08 10 2014
1 стр.
Исследование методов решения некорректных задач многосигнальной радиопеленгации на одной частоте
02 10 2014
1 стр.
Компактная и надежная конструкция предназначена для применения на строительных площадках в ограниченных условиях, решения различных задач в дорожном строительстве и ремонте
08 10 2014
1 стр.
Цели: учить применять полученные знания при решении задач; способствовать развитию навыка решения задач
15 12 2014
1 стр.