Перейти на главную страницу
Исследовательская работа по историческому краеведению.
Тема: «Пионерии первый отряд».
Работу выполнила: ученица 9 класса Жукова Аня.
Руководитель: Чернигина И.Н.
Ноябрь 2007 год.
Край свой родной изучить – интересно!
Юность отцов возродить – интересно!
В долгих походах пойти повсеместно,
Памятью павших борцов дорожить.
Вступление.
Время стремительно мчится вперед, что то остается в прошлом, что то неся на своих крыльях вперед. В мае 2007 года исполнилось 85 лет Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Большинство граждан России вспоминают сегодня безоблачное пионерское детство. Практически все население страны старше 25 лет прошло школу пионерского братства. Каждый пионер торжественно клялся «Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия». Юных ленинцев учили правильным вещам; быть честными, уважать коллектив, чтить память погибших защитников Отечества, а прежде всего – быть преданным Родине.
Наше поколение очень мало знает о детской организации. Наши родители, бабушки и дедушки прошли через пионерскую организацию и большинство из них отзываются о своих пионерских годах с теплотой и полагают, что «организация наподобие пионерской», была бы нужна и сейчас. Пионерское движение занимало центральное положение в отечественном детском общественном движении в течении почти всего двадцатого века, а значит, нельзя допустить, чтобы гигантский позитивный опыт двадцатых – девяностых годов пропал вкупе и не был творчески использован в настоящее время.
В России немало областей, краев и республик, где пионерские организации многочисленны, крепко стоят на ногах и занимают центральное положение в системе регионального детского движения. Это Орловская, Нижегородская, Волгоградская, Курская, Липецкая, Читинская области, Башкирия, Краснодарский край…
Есть регионы, в которых пионерские объединения не так многочисленны, но они тоже выстояли и действуют. Это в частности: Смоленская, Московская, Владимирская, Ульяновская, Курганская, Челябинская, Омская области, Ставропольский, Приморский края, республика Маий Эл, Москва… Ну, а кое где остались лишь пионерские «островки».
У нас в школе действует детская организация «Росток»; имеет свои символы, атрибуты. На сборы мы приглашаем своих родителей, и они, рассказывая о своем детстве, говорят: «Я был пионером, чем и горжусь».
У нас появилось желание узнать, что же такое есть пионерская организация, кто же такой пионер, где в нашей местности появился первый пионерский отряд, кто был его организатором? Вопросов, как видим много, и мы решили найти на них ответы. Работали с материалами школьного краеведческого музея (в восьмидесятые годы пионеры дружины имени Сергея Тюленина вели переписку с Шавловской Е.С.), изучили научно методическую литературу: «О пионерской организации», «Волшебное слово, сам», «О вожатом и его работе с пионерами», «Путь к мастерству», «Слушайте все», «Спутник пионерского вожатого», с целью изучения исторического пути развития Пионерии, обращая особое внимание на те трансформации пионерского движения, которые были характерны для него на всем пути его исторического развития.
Пионерские группы появились в нашей стране в начале 20-х годов ХХ века. Появились они не на пустом месте: при их создании учитывался опыт ранее существовавших организаций детей рабочих, внешкольных, творческих коллективов, а также опыт скаутских организаций России.
Первые пионерские отряды начали создаваться в феврале 1922 г. в Москве. 13 февраля на базе 16 типографии на Красной Пресне прошёл пионерский сбор, как считается, первого (или одного из первых) отряда. Им руководил бывший скаутмастер, комсомолец Михаил Стремяков. С конца зимы 1922 г. пионерские отряды в Москве создавались в разных её районах.
Днём рождения Пионерии считается 19 мая 1922 года. В этот день II-я Всероссийская конференция РКСМ постановила распространить опыт деятельности московских пионеров на всю страну.
Пионерская организация изначально задумывалась как авангардная организация детей трудящихся, ориентирующаяся в своей жизнедеятельности на идеологию и созидательную практику советского государства.
В 20-е годы пионерские объединения функционируют как объединения чаще всего внешкольные: при клубах, на предприятиях, по месту жительства.
Они активно включаются в социально значимую деятельность взрослых: участвуют в борьбе с беспризорностью и неграмотностью, внедряют культуру в детскую среду, принимала участие в других важных для страны начинаниях. Появляются пионерские газеты ("Ленинские искры", "Пионерская Правда" и другие), журналы ("Барабан", "Пионер", "Вожатый" и пр.). Создаются пионерские лагеря (в 1925 г. открыт знаменитый "Артек"), Дома пионеров…
Число пионеров растёт. Если в 1922 г. их было около 4 тысяч, то в начале 30-х годов - уже 6 миллионов. Пионерские объединения в этот период развиваются относительно свободно, хотя их самостоятельность изначально была ограничена "привязанностью" к Комсомолу, что, впрочем, можно объяснить, исходя из анализа конкретно исторической ситуации того времени.
Взлёты чередуются со спадами. Причинами последних стало и отсутствие необходимого количества квалифицированных вожатских кадров, и копирование форм работы взрослых, и погоня за количественным составом организации.… Но постепенно, к концу 20-х годов ситуация стабилизируется.
В 1929 г. проходит первый Всесоюзный пионерский Слёт в Москве. Он, как бы, итожит первый период в истории Пионерии - период становления пионерского движения (подчеркнём, скорее всё-таки пока движения).2
Шавловская Е.С. – организатор первого пионерского отряда.
Куда б тебя страна не посылала,
Ты былью делал планы и мечты,
Затейник, заводило, запевало,
Правофланговый молодежи тыл.
Шавловская Е.С. родилась на Украине, в крестьянской многодетной семье в 1910 году. Я росла и воспитывалась в семье, свободной от пагубного влияния церкви и старых пережитков. Старшая сестра вышла замуж за большевика – начальника продовольственного отряда. Отряд занимался конфискацией хлеба и скота у кулаков. Хлеб отправляли на фронт, в госпиталя и в города, где голодал народ. Средняя сестра, комсомолка с 1920 года проводила большую работу по переустройству деревни на социалистических началах. Нашу семью все называли большевистской. В семье обсуждались важные политические вопросы, читали декреты В.И. Ленина о земле, о ликвидации неграмотности, а также его речи, которые печатались в маленьких брошюрах маленькими буквами. Все это, как губка впитывало мое сознание; если что – то было непонятно, сестра доходчиво объясняла, так что уже с детского возраста во мне воспитывали ненависть к классовому врагу, заложили лучшие человеческие качества.
Во время организации ликбезов в нашем селе сестра привлекала к делу и меня ученицу 3 – го класса. Я хорошо понимала значение ленинского декрета о ликвидации неграмотности и его политическую важность, к порученному столь ответственному делу отнеслась со всей серьезностью. Вот пример: пятерых человек, совершенно неграмотных научила читать, писать и считать, несмотря на то, что занимались мы в нетопленой холодной хате и коптилке, писали буряковым соком. Работа по ликвидации безграмотности преследовалась кулачеством. Это часто ставило под угрозу жизнь, но меня это не страшило. Напротив, воспитывало мужество, гордость, учило распознавать классового врага. Наша семья перенесла вооруженное нападение контрреволюционной банды. Бандиты еще долгое время преследовали нас, увели скот, мы иногда месяцами не ночевали дома. Пионеркой я не была, потому что в нашем селе не было пионерского отряда, но я принимала активное участие в общественной жизни школы.
В 1919 году осталась без родителей. Рано лишенная родительской ласки, счастливого детства я быстро повзрослела, сама избрала жизненный путь. Тяжелая судьба заставила рано покинуть родные края. В возрасте 15 лет, в 1925 году оказалась в наших краях. С этого времени и началась моя трудовая комсомольская деятельность. Я стала полностью самостоятельным человеком. Определили меня на работу в склад сапоговаляльной артели. В Вахутках был клуб, который в то время молодежь мало посещала, я была активным участником жизни клуба: читала там газеты, журналы, брала и художественную литературу. Работая над собой повышала свой политический уровень и общее развитие. В 1926 году, вступая в Вахутскую комсомольскую ячейку, была неплохо подготовленной для того, чтобы стать достойным комсомольским вожаком ячейки. Мне было очень трудно, потому что в ячейке я была единственной девушкой и то украинкой. До моего вступления в комсомольскую ячейку вопрос об организации пионерского отряда еще не стоял, не было комсомольца, которому можно было бы поручить такое важное и ответственное дело, и тем более в деревне. В ячейке было только два комсомольца, которые еще сами нуждались в гораздо большей политической подкованности и грамотности.
2. В вахутский сельсовет для укрепления необходимо было направить коммуниста или комсомольца. Председателем был беспартийный, к тому же подкулачник, а секретарем была дочь священника. Таких людей не нашлось. По рекомендации Батмановского волкома комсомола волостной исполнительный комитет направил меня семнадцатилетнюю девушку на должность секретаря вместо дочери священника. Проинструктировали, дали серьезное задание: руководство сельсоветом взяла на себя и контролировала работу председателя. Доверие оправдала и вскоре послали меня на губернский курсы по подготовке партийно – комсомольских кадров. Это был 1927 год. На курсах была самой молодой, слушателям годилась в дочери, все они имели большой опыт партийной работы и с их помощью я успешно закончила курсы. Тогда впервые в жизни жила в общежитии, слушала лекции квалифицированных кадров и в первые побывала в губернском городе. Курсы находились в Иваново –Вознесенском губкоме партии. (г.Иваново).
Итак, в ваших краях, где я провела свою юность, больше не была, но до сих пор осталось в памяти то время, которое прочно вошло в историю моей жизни. А история моя богата, насыщена борьбой за укрепление могущества нашего государства, установление советской власти и борьбой за укрепление социалистической законности. Комсомол помог мне избрать профессию юриста. На пенсию я ушла с должности помощника прокурора УССР. Горжусь своим личным партийным делом и трудовой книжкой. Куда бы комсомол и партия не посылала меня, всегда оправдывала доверие.3
Это только кажется, что человеческая жизнь коротка. Так ли она коротка, если можно, родившись в сравнительно мирное время пережить первую мировую войну, Великую Октябрьскую социалистическую революцию, гражданскую войну, Великую Отечественную войну – начать карьеру с пионервожатой в деревне Вахутки, секретарем в Вахутском сельском совете, завести знакомство с государственными деятелями и закончить свою трудовую деятельность полковником юстиции Украины.
Шавловская Е.С. не застала рождения новой России, вряд ли ей удалось бы понять и принять дух нашего времени. Ушло ведь не только понятие партийной дисциплины. Впрочем, разве кто-нибудь из нас, современников понимает это время до конца?
Первый пионерский отряд в нашем крае.
Есть народ у нас особый,
Самой высшей в мире пробы,
Песни петь такой мастак.
Он всегда всего добьется,
Он вожатым и зовется,
Так и только так.
У вожатых трудная задача:
Повести вперед, искать, дерзать.
Часто от обиды чуть не плача,
К ребятишкам ключик подбирать.
Впервые пионерский отряд был организован в 1926 году при вахутском клубе. Школа тогда была с двухклассным образованием, да и то в неё не все дети ходили. Было очень трудно: подростки были неграмотными или малограмотными, не развитыми в смысле культуры, начинены религиозными убеждениями. Организатором первого пионерского отряда была я, Шавловская Елена Семеновна, став первой его пионервожатой. Тогда я была комсомолкой – 16 летней девушкой.
В пионеры принимала по одному и лишь после того, когда добьешься порой с большим трудом, разрешения родителей, бабушек, а для этого была необходима активная наступательная агитационная работа, причем индивидуальная. Нужно было вступить в борьбу с влиянием кулачества, религии, довести до сознания ленинские идеи о социалистическом переустройстве деревни, о воспитании подрастающего поколения в духе нового времени. Приходилось бороться за каждого подростка. Ленинские идеи победили, отряд был организован.
В пионеры принимали так. Как только получала согласие родителей, тут же снимала с шеи крестик и повязывала галстук. Не описать, какая все – таки это была трагедия вы семье, сколько было причитаний: «Ванька, Петька! Безбожники!». Были и такие случаи, когда мальчишка со слезами возвращал галстук. Приходилось начинать все с начала, опять переубеждать родителей.
Первыми вступили в пионерский отряд два брата Уколовы. Отца их звали Николай. Потом мальчик и девочка Мочаловы, дети председателя сапоговаляльной артели. В состав пионерского отряда входили дети из деревень Малые и Большие горки и из Вахуток. По численности отряд был небольшой, так как деревни эти были маленькие.
Когда организовался пионерский отряд, партийной ячейки еще не было. Не было в то время радио, в клуб поступали журналы, газеты, в библиотеке имелась художественная литература, так, что это были единственные источники информации которыми приходилось довольствоваться. Город Кинешма находится от деревни Вахутки на расстоянии 30 километров. Транспорта не было: ходили в город пешком или ездили на телеге, если была лошадь. Зная, что ребята города не видели, решила организовать поездку в Кинешму. Родители доверили мне своих подростков, нагрузив их котомки провизией, а кто мог, дал немного денег и лакомства. Когда деревня еще спала мы пешком отправились в поход. Ребята, жалея обувь, всю дорогу шли босиком, повесив обувь на плечо, а обулись при входе в город. Ребятам понравилось идти строем с песнями, которые мы вместе разучили. Так мы и шли всю дорогу, с передышками в лесу. Им особо понравилась песня «Лейся, песня моя пионерская, буль, буль, баклажечка походная моя».
В Кинешме были на железнодорожном вокзале, волжской пристани, где увидели поезд, пароход. Были мы и на текстильной фабрике, где я сама увидела впервые ткацкие станки. Осмотрели центр города, никто на усталость не жаловался, все были в восторге от впечатлений. Ночевали в школе, прямо на полу, подложив кулак под голову. Остался в памяти и тот факт. На обратном пути ребята захотели пить, потому что было очень жарко. Я постучала в избу с просьбой дать ковш или кружку воды напиться. Хозяйка, увидев у меня на груди комсомольский значок, замахала руками и тут же захлопнув, дверь закричала: «Сгинь, нечистая сила!». Такое повторилось и в следующей избе, и в других как только видели красные галстуки на детях. Я поняла, что это были сектанты. Но, нашлись добрые люди, напоили всех водой. Домой мы добрались благополучно, но поздно. Я часто проводила беседы с пионерами. Мы читали пионерскую правду первый номер которой вышел в 1924 году. Организовала «Синюю блузу»; хотя художник из меня плохой, но смотрела в журналах, как строятся «пирамиды», старалась чтоб, что - то получилось. Дети были неуклюжими, о гимнастике понятия не имели. Но все же с удовольствием занимались. Работу в отряде проводила в свободное от работы на складе время. Наш пионерский отряд стал известен в Батмановском волкоме комсомола (тогда вместо районов и областей были уезды, волости), и Кинешемском уездном комитете комсомола. Тогда секретарем волкома косомола был Леонид Соколов, а секретарем укома – Крайнов; ответственной за пионерскую работу Маша Чугунова. Все они были на много старше меня и имели большой опыт в работе. Комсомольские руководители увидели мои успехи в работе с людьми и направили на работу в Вахутский сельский совет. Работая секретарем сельсовета одновременно работала пионервожатой. Мне было 18 лет. 4
В тебя, пионерия, верю я!
В Батмановской средней школе пионерская дружина носила имя Сергея Тюленина. Немаловажную роль в деятельности дружины играли пионер – вожатые. Начиная с 1960 по 1961 год была частая сменяемость вожатых (сменилось 9 вожатых). Для одних – это было время пережидания для поступления в ВУЗ, для других – стартовая ступенька к дальнейшей педагогической деятельности: Серикова С.Б. (Гущина) 1966 – 1968, в последствии первый секретарь райкома комсомола, затем заместитель главы администрации Кинешемского района, Воронова В.А. 1972 – 1975г, ныне директор Луговской средней школы; Ильичева Т.Л. (Шпаненкова), бывший директор Решемской средней школы; Устинова И.Н. (Чернигина) 1979 – 1983г. В настоящее время замдиректора по воспитательной работе.
И воспоминаний Чернигиной И.Н. «Помню далекие 60 – 70 годы. Я училась в школе в четвертом классе и 19 мая 1965 года в день пионерии нас принимали в пионеры. Актовый зал школы: вся пионерская дружина в строю, прозвучал сигнал горна и знаменная группа чеканя шаг, внесла знамя дружины. Мы, четвероклассники, стоим, замерев на месте, и держим на левой согнутой руке наглаженный красный галстук. С приветственным словом к нам обратилась пионер – вожатая Воинова В.Б. Мы четко произнесли клятву пионеров, дали торжественное обещание и нам повязали на грудь галстук. Сколько гордости было у меня и моих одноклассников, что мы стали пионерами. Ведь в пионеры принимали не всех, и эту честь надо было заслужить; прежде всего хорошей учебой и добрыми делами. День приема был пятница, а потом наступили выходные дни; и как сейчас помню, не знала как дождаться понедельника, чтобы вновь надеть красный галстук. Я была председателем совета отряда, потом председателем совета дружины, затем секретарем комсомольской организации, а впоследствии и пионервожатой в своей школе.
Яркой и многообразной была жизнь пионеров 70 – 90 годов: пионеры помогали младшим и старшим, ходили в походы по родному краю, проводили турниры «Кожаный мяч» и «Золотая шайба», строили спортивный городок около школы, сооружали каток и хоккейное поле, собирали шишки хвойных деревьев, золу для удобрения, макулатуру, участвовали в агитбригаде, были членами производственной бригады (вели опытническую работу), разводили кроликов и ухаживали за ними, проводили спортивные праздники, переписывались с детьми других стран. Да всех дел и не перечислить: все учились и имели неплохие знания. А пионервожатые и отрядные вожатые были заводилами всех интересных дел: и именно про них можно сказать такие слова:
У вожатых – трудная задача,
Повести вперед, искать, дерзать.
Часто от обиды чуть не плача,
К ребятишкам ключик подбирать.
Все, что сделали стало видней.
Не сдаваясь судьбе на милость,
Там где было всего трудней,
Там вожатское сердце билось.
Самых активных ребят награждали путевкой во Всероссийский пионерский лагерь «Орленок», который был настоящей «лабораторией передового опыта» и школой актива. Этой чести были удостоины: Бутюнин Саша.
За успехи в пионерской деятельности дружина имени Сергея Тюленина была признана правофланговой в Кинешемском районе и вожатая Устинова И.Н. (Чернигина) награждена поездкой в числе шести лучших вожатых области во Всесоюзный пионерский лагерь Артек на Всероссийский слет вожатых Р.Ф. Все, чему мы научились в Артеке, применили на практике в пионерских дружинах своих школ и школах Ивановской области.
В 2002 году исполнилось 80 лет со дня рождения пионерской организации имени В.И. Ленина. Этот юбилей пионерии не стал воистину всенародным праздником, каким он был когда – то, но совсем незамеченным он не прошел; потому что старшее поколение наших сограждан прошли через пионерскую организацию и большинство отзывается о своих пионерских годах с теплотой. Кто – то упомянет о пионерах лишь для того, чтобы лишний раз боднуть наше прошлое, кто – то с грустью вздохнет, вспомнив свое пионерское детство, такое отличное от детства большинства современных подростков. А в нашем районе в городе Наволоки состоялся праздник, куда пригласили пионервожатых 20 века. Сколько волнений было у нас, когда мы встретили своих наставников и коллег. На встречу приехала моя первая пионервожатая Воинова В.Б. которая уехала из Батман в 1969 году. Она меня, конечно, не узнала, но мы вспомнили все, что было связано с теми далекими годами. Следущим сюрпризом было то, что на встречу приехал Хохлов – это был наш руководитель, путеводитель (директор районного дома пионеров); это уже человек в возрасте с седой бородой, но он был тоже в пионерском галстуке. На этой встрече мы и песни пели, и с речевкой маршировали, и рапорт сдавали и принимали, и в играх участвовали. С нами вместе на этой встрече были и ученики: они смотрели на нас и понимали, что в нас родилась вторая молодость5
Второй период в истории пионерии.
С начала 30-х годов начинается второй этап пионерской истории в нашей стране. Пионерское движение постепенно трансформируется во Всесоюзную организацию, получившую ещё в январе 1922 г. имя В.И. Ленина.
Данный этап стал особо знаменателен началом процесса введения пионерской организации в школу (Постановления ЦК ВКП (б) апрель 1932 и Коллегии Наркомпроса май 1932 г.), что было, конечно, удобнее для организации пионерской работы. Под школьной крышей объединялись все воспитательные институты общества, что было и логично, и, по видимому, целесообразно для своего времени. Но имелись в этом и свои "но".
Именно с 30-х годов начинается процесс постепенного огосударствления пионерской организации, "сращивание" её с системой образования, что грозило потерей детской общественной организацией своего самодеятельного характера. Об этой опасности предупреждала тогда Н.К. Крупская, которая считала: самое страшное, что может произойти с пионерской организацией - это превращение её "из организации самих детей в организацию для детей".
Перевод пионерских объединений в стены школы, структурирование всесоюзной организации и постепенное превращение её в организацию массовую, причём с всё более выраженными чертами организации государственной знаменовал первую серьезную трансформацию Пионерии. Теперь уже труднее стало говорить об авангардном характере организации (массовая организация неминуемо теряет эту характеристику). А опасность утраты организацией самодеятельных начал стало характерной особенностью этого и последующих этапов развития пионерского движения. В то же время, базовые пионерские ценности: созидательный характер жизнедеятельности, коллективизм, товарищество отношений, и пр. сохранялись.6
В пионерскую организацию принимаются школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Прием осуществляется индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины (если она не делится на отряды), действующих в общеобразовательной школе и школе-интернате. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке дает Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручает ему красный пионерский галстук и пионерский значок. Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, чаще всего 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.
Текст «Торжественного обещания»
Последняя редакция (1986 год):
«Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».[1]
Торжественный приём в пионеры
Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться [2]
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что
1). Буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
2). Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров. [3]
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы ИЛЬИЧА, законы и обычаи юных пионеров. [4]
Немало славных дел на счету Пионерии 30-х: Всесоюзные пионерские экспедиции, участие в поддержке курса на индустриализацию, коллективизацию и "культурную революцию", осуществлявшегося в СССР. Пионеры собирали средства на займы индустриализации, передавали радиоприёмники в деревни, собирали библиотечки книг для сельских школ, занимались спортом.… С 1936 г. организуются первые всесоюзные военно-спортивные игры и соревнования за обладание оборонными значками.
Много интересных начинаний родилось внутри самой Пионерии. Вспомним, хотя бы, движение по бескорыстному оказанию помощи людям - тимуровское движение, "подсмотренное" и ярко описанное А.П. Гайдаром в своих повестях. Издание "Тимура и его команды" в 1940 г. стимулировало активное его развитие по всей стране.8
Третий период в истории пионерии.
В годы Великой Отечественной войны, безусловно, вынужденно происходит вторая трансформация Пионерии и, по нашему мнению, начинается третий этап её истории. Он характеризуется свёртыванием самодеятельных начал детской организации, ещё большей степенью сливания её с другими общественными и политическими институтами государства и общества, прежде всего, со школой, что в условиях войны было вполне объяснимо.
В те грозные годы пионеры активно участвуют в борьбе с фашистами. В тылу они собирали средства в фонд обороны; работали на предприятиях и на колхозных полях, заменяя ушедших на фронт взрослых. Ребята собирали дикорастущие лекарственные растения, помогали ухаживать за ранеными бойцами, выступали в госпиталях с концертами; отправляли тёплые вещи для воинов. Занимались и другими важными делами.
Многие подростки-пионеры сражались с врагом на фронте и в партизанских отрядах. Только медалями "За оборону Москвы" было награждено более 20 тысяч юных ленинцев. Четверо пионеров: Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей и Валя Котик были удостоены звания Герой Советского Союза. А сколько героев было взращено довоенной ещё Пионерией, тех, кто в рядах армии и трудового фронта вносил свой вклад в дело победы! И Победа пришла!
Общеизвестно, война нанесла колоссальный урон стране. Нанесла она серьёзнейший ущерб и Пионерии. Думается, в первое послевоенное десятилетие до детской организации руки толком ни у кого не дошли - шла титаническая работа по восстановлению из руин городов и сёл. А ситуация в пионерской организации страны была непростой. Как свидетельствуют историки детского движения, по сути дела самодеятельной детской организации не стало. Существование в стенах школ детей в красных галстуках превратилось в, своего рода, традицию, что ли. Тенденции же огосударствления Пионерии усилились. Именно в этот период Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина (ВПО) превращается в сверхмассовую организацию. Так начинался новый этап в пионерской истории.9
Период оттепели.
Рубеж 50-х - 60-х годов XX века частенько именуется периодом "оттепели". Отразилось это, в какой-то мере, и на Пионерии.
Едва ли случайностью в этой связи является и появление именно тогда педагогической системы, связанной с именем И.П. Иванова, одним из стержней которой является методика коллективной творческой деятельности, больше известной как "Коммунарская методика". Эта система и эта методика задумывалась автором как инструментарий по активизации самодеятельного потенциала детской организации, что было крайне важно и актуально.
В 1962 г. после долгого перерыва прошёл второй Всесоюзный пионерский Слёт. В этом году в рядах Всесоюзной пионерской организации было объединено более 18,5 миллионов юных ленинцев. В 1967 году Положение "О Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина" закрепило основы организации на этом этапе её развития.
Пионеры конца 40-х - 60-х провели немало важных пионерских дел: поисковые экспедиции, движение "Украсим Родину Садами!" (1947), всесоюзное соревнование отрядов за право называться "Отряд - спутник семилетки" (1959-1962); "Пионерскую двухлетку" с её трудовыми акциями.
Именно в эти годы по инициативе костромских пионеров появилось движение "Зон пионерского действия", трудовая Операция "Пионестрой" (1966), инициаторами которой были пионеры Ленинграда, Операция "Чукотка" по строительству дворца пионеров в Анадыре, проводившаяся по призыву Московской городской пионерской организации с 1969 по 1974 годы и многое, многое другое.
Тогда же, в 60-е годы по инициативе газеты "Пионерская Правда" взяли старт спортивные соревнования "Кожаный мяч", "Золотая шайба" и др., стала проводиться Всесоюзная военно-спортивная игра "Зарница" (1967)…
Активная и творческая пионерская деятельность продолжалась и в 70 - 80-е годы. В эти годы реализовывались комплексные программы пионерской жизнедеятельности под названием "Марши пионерских отрядов" (1970-1982) и "Марши юных ленинцев" (1982-1987). Эти программы ориентировали ребят на созидание, способствовали становлению их гражданственности, развитию творчества, помогали формировать товарищеские отношения в коллективах…10
Предкризисный этап развития советской пионерии.
В середине 80-х годов начинается новый, "предкризисный этап" развития советской Пионерии. Постепенно накапливались противоречия. Какие? В самом общем виде, следующие:
ВПО имени В.И.Ленина занимала определённое место в общественно-политической структуре советского общества, являясь её "младшим звеном". Выполняя социальный заказ советского общества, все годы своего существования организация участвовала в важнейших общественно значимых делах, связанных с деятельностью взрослых. Вместе с тем, будучи теснейшим образом связанной со школьной системой, став монопольной и по - существу государственно-общественной организацией, охватывая многие миллионы ребят (в середине 80-х годов ВПО насчитывала в своём составе около 20 миллионов детей), организация постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию (при явно недостаточных силах и средствах, вкладываемых в неё), что порождало проблемы, усугублявшиеся кризисными явлениями в разных сферах жизни советского общества. Всё это свело на "нет" попытки совершенствования системы жизнедеятельности организации, предпринимавшиеся в этот период (новые элементы в последних программах "Марша юных ленинцев", например "Пионерская поверка", "Пионерское слово - пионерское дело - пионерская честь"; решения Всесоюзной Конференции пионерских работников - март 1990, в которых намечался целый комплекс мер по реформированию организации и др.).
Не удалось перестроить и отношения взрослых и детей в организации. Пионерские вожатые, которые были, собственно говоря, кадрами органов образования и классные руководители оставались людьми, осуществлявшими "педагогическое руководство", обеспечение деятельности, оставаясь по своей позиции, в массе своей, руководителями и наставниками, но, увы, не старшими товарищами пионеров, членами самой организации. Передовой же опыт пионерских коллективов оставался лишь каплей в море.
Эта, очередная трансформация Пионерии, могла бы завершиться успешно, если бы не разрушительные для советского общества и государства процессы конца 80-х - начала 90-х годов XX века. Именно на фоне, проходивших в стране глобальных, деструктивных процессов, произошёл переход из предкризисного состояние пионерского движения в кризисное, нарастание кризиса Пионерии, как части общего кризиса нашего общества.11
Х Всесоюзный пионерский Слёт, проходивший осенью 1990 года (на Слёт приехали делегации уже не пионерских республиканских детских организаций Молдовы - "Ватра", Армении - "Уйс", Грузии…), 1 сентября преобразовал ВПО имени В.И Ленина в Союз пионерских организаций (Федерацию детских организаций) СССР, по сути дела, уже новую, смешанную по своему составу детскую, "зонтичную" организацию.
Впрочем, этим актом, который можно было бы охарактеризовать как "исторический компромисс" (на Слёте дискуссировались и варианты объединения только пионеров, а также полного роспуска организации), кризис Пионерии не был разрешён. Он вошёл в свою новую стадию: в длящейся и поныне этап кризиса, в ходе которого решается главное: выстоит ли Пионерия в принципе. Если "да", то, что останется неизменным в основе "пионерских ценностей", а что изменится (поскольку изменяется всё вокруг). И вообще, какой дорогой пойдёт пионерское движение в условиях становления новых экономических, социальных, политических и идеологических отношений в стране и тех процессов, которые идут во вновь ставшем явью детском общественном движении?!
Итак, с рубежа 80-90-х годов прошлого столетия стал явью новый этап - этап кризисного развития пионерского движения страны, главной сутью которого стало то, что Пионерия была ввергнута в борьбу за само своё существование. Видоизменилась и форма её существования: снова, как и в 20-ые годы, она стала движением.
Рассмотрим современный этап развития Пионерии чуть подробнее. А для начала, позвольте предложить Вашему вниманию общий обзор ситуации в пионерском движении России и сопредельных стран, конечно, в самом общем виде и без претензии на истину в последней инстанции.
В первую очередь отметим, что оно и сегодня остаётся весомым пластом всего отечественного детского общественного движения. По нашим данным более 57% подростков (последний раз такого рода исследование нами проводилось весной 2004 года в 12 российских регионах), причисляющих себя к любым детским общественным формированиям, - пионеры (К слову, общее число подростков, охваченных детским общественным движением в стране невелико, по данным того же исследования, оно в среднем менее 15%, впрочем, некоторыми исследователями называется более скромные цифры и, как нам кажется, они могут быть более близкими к истине, нежели наши).
В России немало областей, краёв и республик, где пионерские организации многочисленны, крепко стоят на ногах и занимают центральное положение в системе регионального детского движения. Достаточно назвать Орловскую, Нижегородскую, Волгоградскую, Курскую, Липецкую, Читинскую области, Башкирию, Краснодарский край…
Есть регионы, в которых пионерское объединения не так многочисленны, но они тоже выстояли и действуют. Это, в частности: Смоленская, Московская, Владимирская, Ульяновская, Курганская, Челябинская, Омская области, Ставропольский, Приморский края, республика Марий Эл, Москва…. Ну, а кое-где остались лишь "пионерские островки".
Однако, не будет преувеличением сказать: не смотря на неравномерность своей географии, локальность и очаговость, в той или иной мере и форме, так или иначе, пионерские объединения действуют почти во всех субъектах РФ.
Есть они и в бывших республиках Советского Союза. В Белоруссии, например, республиканская пионерская организация (БРПО) объединяет в своих рядах даже не десятки, а сотни тысяч ребят и их старших товарищей. Немало пионеров в Украине, Крыму, в ряде республик Средней Азии, Молдове. В Прибалтике и в Закавказье сохранились лишь пионерские очаги.
В последние годы, особенно в России, и в Белоруссии, пионерские организации имеют стойкую тенденцию к росту и укреплению. Судите сами: в 1994 году процент пионеров из числа ребят, членов различных детских общественных объединений в исследуемых регионах РФ был лишь около 46%. - рост налицо. БРПО также выросла за эти годы и численно, и качественно. Появились новые пионерские формирования.
Впрочем, следует отметить, что пионерское движение сегодня вовсе не единое и монолитное образование: в России и в ряде других сопредельных стран оно выражено многопластово. Более того, у пионерских организаций и объединений сегодня немало различий. И кое-какие из них носят принципиальный характер. Вот лишь некоторые из них:
Мы встретим и сегодня припартийные пионерские объединения. Их сравнительно немного, но они есть. В то же время, подавляющее большинство пионерских организаций придерживаются позиции неприпартийности. Они не ставят перед собой задачи растить юную смену для какой-либо политической силы общества; воздерживаются от вовлечения детской организации в непосредственную политическую борьбу взрослых.
Мы обнаружим, что пионеры носят даже разные пионерские галстуки, хотя красный цвет пионерских галстуков продолжает прочно занимать доминирующее место в символике пионерских организаций.
Мы увидим, что есть пионерские объединения, базирующиеся, как и прежде, в стенах школы и занимающие в школьной системе определённое место. Иные же строятся практически полностью на внешкольной основе.
Многие пионерские организации давно и прочно взяли на вооружение систему ступеней роста пионера и прочее "хорошо забытое старое"; стали организациями детей и взрослых. Но есть и такие, которые до сих пор имеют верхнюю возрастную границу для детей - членов объединения (12-14 лет).
Есть организации, которые существенно обновили и осовременили содержание работы и свой методический арсенал. А иные - ведут работу, используя лишь традиционные методы и подходы. Имеются и другие оттенки.
Кроме того, можно выделить пласт организаций и объединений "пионерского типа". Они отказались от названия-символа "пионер", от ряда пионерских традиций, символики, но, если судить по их деятельности, системе отношений и жизнедеятельности, остались во многом на пионерских позициях. Чаще всего такие формирования имеют "пионерских корни". Сама же по себе подобная перестройка многих из них была защитной реакцией на тот прессинг, которому подвергались пионерские объединения в начале 90-х.
Подчеркнём особо: сегодняшние пионерские объединения, да и сами пионеры не во всём похожи на своих предшественников в 20-е, 60-е или 80-е годы. Воистину, времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
Но, трансформируясь (напомним ещё раз, трансформаций в пионерской истории было немало), пионерские организации в массе своей стараются сохранить то доброе и славное, позитивное и ценное, что было накоплено ими за 85 лет своей истории (у настоящих пионеров вообще принято бережно относиться к своей истории и традициям).
Имеются у нас в целом и в каждом отдельном случае немало проблем.
С рубежа 80-х - 90-х годов XX века, и особенно после Х Всесоюзного Слёта (осень 1990) начался лавинообразный процесс (и он был в целом объективным) преобразования тогдашних областных и т.д. пионерских организаций в смешанные по своему составу Союзы детских организаций (СДО), Федерации детских объединений (ФДО) и т.п. При этом далеко не всегда выстоявшие пионерские коллективы сохранили своё единство, связи, общие структуры. В результате - специфическое, "пионерское" начало размываться в обобщённом - "детском". Единого же пионерского центра и в значительной части регионов РФ, и в масштабах всей России, и на межреспубликанском уровне до сих пор создать не удаётся.
Мы считаем, что Пионерство сегодня - это, прежде всего, образ жизни человека, требующего от него активности и неуспокоенности, стремления к познанию окружающего Мира и самосовершенствованию; творческого поиска и заинтересованности. Заинтересованности в людях и в том, чтобы жизнь вокруг становилась "хоть чуть-чуть чище, краше и добрее". Пионерство как образ жизни неразделимо с такими понятиями, как гражданственность и патриотизм.
Пионерство пронизано духом настоящего товарищества, как между детьми, так и между детьми и взрослыми; идеями истинного коллективизма; уважением к личности, стремлением обеспечить каждому широкое поле для человеческого роста, развития и высокой требовательности к человеку. Но требовательности сугубо уважительной.
Главная, стержневая идея Пионерства - это идея бескорыстной заботы об улучшении своей и окружающей жизни, о людях близких и далёких (в том числе: о своей семье, товарищах, своём коллективе, организации) и, конечно, о себе самом.
Пионерство - это жизненная позиция человека. Вот, как сами ребята в 90-е годы XX века, обрисовывали эту позицию
Ребята отстаивают точку зрения о том, что Пионер - это ещё и качества личности. Вот их слова: "Он добр, честен, щедр и смел"; он "не боится трудностей, предпочитает творчество во всём"… "Он смело идёт вперёд и ведёт за собой своих товарищей"… "Он умеет различить вокруг добро и зло, плохое и хорошее, мыслить критически"… "Он первым готов выступить на защиту Правды, Дружбы, Добра, Справедливости"… "Он стремится много знать, уметь, но всё, что он знает и умеет, он готов передать другим"… "Он видит и свои недостатки, и готов первым делать шаги к их исправлению"…
Улучшать Мир невозможно без его познания, в процессе которого настоящий Гражданин и патриот (а именно формированию таких личностей, "любящих Родину, уважающих все народы, живущие на Планете", организация ставит задачу способствовать) не может пройти мимо проблем и бед людей, своей страны, всего Человечества, природы. Сама же созидательная общественная практика стимулирует его стремление к дальнейшему открытию Мира и к самосовершенствованию. А это в свою очередь формирует истинный патриотизм, настоящую гражданственность не словесную, а деятельностную, т.е. основанную на активности, неуспокоенности, заинтересованности в людях, и в том, чтобы жизнь вокруг становилась лучше.
Таким образом, в самом общем виде можно сказать: Пионерская организация - это самостоятельная, самодеятельная, гуманистическая, патриотическая, общественная организация детей и взрослых с ярко выраженной общественной направленностью своей многопрофильной социально и личностно ориентированной деятельности, стержнем отношений внутри которой являются коллективизм и товарищество; пронизанная самобытными традициями, творчеством, игрой, романтикой борьбы и поиска.12
Заключение.
Отношение сегодня к пионерским организациям неоднозначное. Есть категория людей, которые отрицательно относятся к ее деятельности, считая ее политизированной, излишне формализованной и др.
Действительно, в прошлое, советское, время политика и в детской среде играла немалую роль. Готовили разносторонне развитых людей для будущего времени. Сейчас этого нет. Но сама система воспитания детей с использованием пионерских организаций положительна, и в этом убеждены многие родители, учителя, работники сферы административного управления.
Организованная молодежь в школах лучше учится, лучше ведет себя в школе и вне ее, более интересно организует свой досуг, больше занимается спортом, активнее входит в различные творческие кружки, помогает старшим людям, учителям, родителям, и это благотворно отражается на их духовном состоянии. А вспомните отдых детей в летних пионерских лагерях! Сколько полезных, интересных дел для ребят там проводилось!
В начале 90 годов преемником пионерской организации назвал себя Союз пионерских организаций – федерация детских союзов. Этот Союз объединяет 65 организаций стран СНГ. В России, как сообщает ИТАР-ТАСС он имеет 16 региональных структур. Всего же в стране действует 18 организаций так или иначе связанных с пионерским движением. Девиз пионеров «Всегда готов!» остался прежним. Изменился лишь пионерский клич, призывающий теперь не «к борьбе за дело коммунистической партии», а «будь готов служить Родине».13
Поколение двухтысячного!
Поколение новых дорог!
Ваше время настало, ребята,
Не бояться ни бурь, ни тревог.
Это вам, молодым и влюбленным,
Вечно жить в постоянном движении,
Чтобы слышалась в мире огромном
Поступь вашего поколения.
Литература.
Каждый пионер торжественно клялся «Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия». Юных ленинцев учили правильным вещам
26 09 2014
1 стр.
Воспоминания о поездке в первый студенческий строительный отряд, совхоз Ждановский, Северо-Казахстанская область
10 10 2014
1 стр.
Здравствуйте. Мы, ребята из школы №15 проводим опрос, посвященный 90-летию пионерии
26 09 2014
1 стр.
Ведущий 2: Внеклассное мероприятие, посвященное 90-летию со Дня рождения Пионерии, объявляется открытым!
26 09 2014
1 стр.
Нижне Абадзехский отряд, разрабатывает дорогу, вверх правым берегом р. Белой до впадения в нее р. Фъюнт; Верхне Абадзехский отряд, устраивает пост у устья р. Фьюнт
11 10 2014
1 стр.
Самому давно уже не под силу заниматься хозяйством. Тимуровский отряд действует в приюте год, и на его счету немало добрых дел. В этом году на его базе был создан волонтерский отря
04 09 2014
1 стр.
Организатор: гу “Республиканский оперативно-спасательный отряд” мчс рк г. Алматы п. Акжар
10 10 2014
1 стр.
Экспозиция «Первый век Томска» раскрывает темы освоения Сибири, основания Томска, быта и занятий томичей в xviiвеке
18 12 2014
1 стр.