Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Петрова Маргарита Сергеевна,
3 курс, факультет педагогики и методики начального образования,
 ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический
институт имени А.П. Чехова»

Роль учителя-фасилитатора в социализации ребенка


Современной школе остро необходим не просто учитель, а учитель – фасилитатор. «Учитель – фасилитатор – это образ мудрого, духовного, доброго и здорового человека, стремящегося к самосовершенствованию и творчеству. Другими словами: это личностный и профессиональный идеал» (Н.В. Никонорова, педагог-психолог). Однако, на мой взгляд, таким же образом можно охарактеризовать любого хорошего учителя. Кто же такой учитель-фасилитатор? В чем особенность учителя в роли фасилитатора? Перед тем, как ответить на все эти вопросы, попробуем детально разобраться в самом определении.

Понятия «фасилитация» и «фасилитатор» (от англ. facilitate — облегчать, помогать, способствовать) пришли в педагогику из гуманистической психологии. Появление этих понятий в педагогике было связано с переходом американской школы к новой парадигме обучения, в которой главная задача школы определялась как подготовка ребенка к творческому участию в жизни. В новой парадигме обучения учитель должен уже не столько передавать знания, сколько создавать ребенку условия для самостоятельного их открытия и обнаружения.

Фасилитатор – человек, способствующий успешной коммуникации людей в группе. Это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и легкий для всех ее участников. К. Роджерс назвал педагога, который облегчает «трудную работу роста», помогает самому ребенку в процессе развития, «фасилитатор» - то есть, поддерживающий.

Следовательно, рассмотрение учителя в роли фасилитатора предполагает понимание следующей особенности: помимо основной формирующей функции учитель должен способствовать также социализации детей в классе, успешной коммуникации каждого ребенка. Учитель-фасилитатор не только вооружает ребенка необходимой суммой знаний, умений и навыков, но и помогает стать тем, кем он может стать, направляет личность ученика на достижение успеха. «Человек — есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом» [1]. Учитель-фасилитатор не просто дает ребенку сухие знания. Он заинтересовывает ребенка в процессе обучения, способствуя тому, чтобы ребенок сам искал ответы на свои вопросы.

«Учителя, больше нацеленные на фасилитацию учения, нежели на преподавание, организуют свое время и усилия совсем иначе, чем обычные учителя. Вместо того, чтобы тратить массу времени на подготовку планов уроков и лекций, учителя-фасилитаторы сосредоточиваются на обеспечении разнообразных ресурсов, позволяющих ученикам учиться опытным путем сообразно их нуждам. Эти учителя также занимаются тем, чтобы сделать эти ресурсы доступными, обдумывая и упрощая те практические и психологические шаги, которые учащимся следует предпринять, чтобы ими воспользоваться. Например, учитель сообщает, что такая-то книга есть в библиотеке. Но учащийся может прийти в библиотеку и обнаружить, что книга на руках. Не каждому хватит заинтересованности или терпения дождаться, пока книга будет возвращена. Я убедился, что, если в классе устроить полку с книгами и печатными материалами, то одновременно с количеством прочитанного многократно возрастает и стремление удовлетворять с помощью библиотеки индивидуальные нужды. Под ресурсами я имею в виду не только книги, статьи, рабочее помещение, лаборатории и оборудование, инструменты, карты, фильмы, звукозаписи и т.п. Я имею в виду также специалистов, которые могут принять участие в учебном процессе и заинтересовать учеников. Однако несомненно, что самый важный ресурс - это учитель. Позволяя ученикам познать самих себя как людей, делая доступными для них знания и опыт, учитель способен оказать им помощь без принуждения. Фасилитатор может подчеркнуть определенные сферы своей компетенции, и учащиеся могут рассчитывать на его помощь в этих областях»[1].

Учитель-фасилитатор разделяет с другими – учащимися и родителями – ответственность за процесс учения и предоставляет в качестве ресурсов учения как самого себя и свой собственный опыт, так и опыт, заимствуемый из книг, других учебных материалов или из жизни социальной общности.



Безусловно, в такой развивающей атмосфере учение получает шанс стать более глубоким, оно осуществляется в более высоком темпе и оказывает большее воздействие на жизнь и поведение учащегося.
Литература

1. К. Роджерс, Дж. Фрейберг. Свобода учиться. – М., Изд-во: Смысл. 2002 – Гл.8.

Петрова Маргарита Сергеевна

Н. В. Никонорова, педагог-психолог. Однако, на мой взгляд, таким же образом можно охарактеризовать любого хорошего учителя. Кто же такой учитель-фасилитатор? В чем особенность учит

32.66kb.

14 12 2014
1 стр.


Отчёт за январь 2012 г. Жиженина Вероника Сергеевна

Жиженина Вероника Сергеевна (14 лет, Нижегородская обл.) оплата операции с использованием металлоконструкции – 313 400 руб

19.33kb.

15 10 2014
1 стр.


Г. А. Евдокимова Е. В. Петрова Словарь терминов по начертательной геометрии и инженерной графике/ Новосиб гос аграр ун-т, ии; сост. Т. В. Семенова, Г. А. Евдокимова, Е. В. Петрова. Новосибирск, 2010. 120 с

Словарь терминов по начертательной геометрии и инженерной графике/ Новосиб гос аграр ун-т, ии; сост. Т. В. Семенова, Г. А. Евдокимова, Е. В. Петрова. – Новосибирск, 2010. – 120 с

1513.92kb.

18 12 2014
9 стр.


Одноэтажная Америка Илья Ильф, Евгений Петров Одноэтажная Америка и снова – «Одноэтажная Америка»! Путевые заметки Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка»

Путевые заметки Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка» вышли в свет в 1937 году, более семидесяти лет назад. Осенью 1935-го Ильф и Петров были командированы в Соединенные Штаты как

4833.84kb.

14 12 2014
24 стр.


Пицца маргарита
39.88kb.

03 09 2014
1 стр.


Обзор инноваций в энергетике и. Ю. Петрова
193.58kb.

13 10 2014
1 стр.


Чурикова Маргарита Анатольевна, учитель биологии
139.4kb.

16 12 2014
1 стр.


Булгаков м а. Обыватели тридцатых годов в романе м а. булгакова «мастер и маргарита»
42.56kb.

04 09 2014
1 стр.