Перейти на главную страницу
«События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма»1. (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М., 2005. С.7.)
Проведённые в различных регионах России социологические исследования (2005 г.) показали, что 62% россиян связывают патриотизм с любовью к Родине; 50% - к семье и своим близким; 42% - к своему городу, селу, дому; 34% -к отечественной культуре; 27% - к своему народу; 23% считают важнейшей задачей патриотизма возрождение традиций российского государства: 19% - что патриотизм проявляется в любви ко всему человечеству, глобальному и безопасному миру; 7% связывают патриотизм с вероисповеданием; 4% определяют патриотизм в понятиях коллективизма, общинности; 1% негативно относится к феномену патриотизма .
Деятельность педагога в сфере воспитания патриотизма пред-
ставляет собой целесообразное сочетание форм и методов патриоти-
ческого просвещения с организацией патриотически сообразной дея-
тельности, стимулированием патриотически выраженного сознания
школьников через интеграцию усилий всех субъектов воспитательно-
го процесса. Данная деятельность осуществляется в следующих на-
правлениях: духовно-нравственное, геронко-патриотическое, исто-
рико-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-
патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-
патриотическое и др.
Основными задачами по патриотическому воспитанию учащихся являются:
Патриотизм молодого человека, связанного с Россией культурой, историей, своими генетическими корнями, опредмечивается в его сознании, поступках, поведении, отношениях и деятельности как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине.
Стратегическая цель государственной политики на этом направлении — повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российского образования. Модернизация образования как непрерывный процесс инновационного развития данного социального института должна привести к формированию системы «эффективное образование — человек культуры, гражданин, патриот — солидарное общество — сильное государство».
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в Poccии гражданского общества.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
«Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки»1.
Патриотическое воспитание должно стать основой программы сохранения собственного духовного, идеологического и культурного поля российской ментальности, самобытности народных традиций и обычаев, обеспечивающих неповторимость российской цивилизации.
Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству — тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.
Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания.
На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиции, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации.
На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее.
Понимание патриотизма в классической российской мысли носит вневременной, наднациональный, надконфессионалъный, надпартийный, гиперсоциальный характер и остается неизменным, так как чувство верности и преданности своему Отечеству, жертвование собой для сохранения родного дома и земли, — это то неизменное, что составляет фундамент данного понятия, в котором выражается целостность человека в его отношении к ценностям пространства-времени собственного бытия.
Патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовные национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, рожденных в глубине веков и составляющих основы патриотизма любого народа.
Каков он, патриот современной России, чем он с ней связан?
В современной педагогической практике используются авторские концепции, которые углубляют и дополняют теоретические положения государственных документов и нормативных актов. Активно внедряются в практику системы образования концепции воспитания Е.В.Бондаревской, И.А.Зимней, И.М.Ильинского и П.И.Бабочкина, В.А.Караковского, В.Т.Лисовского, З.И.Матьковой и Л.И.Новиковой, М.И.Рожкова, П.Л.Селивановой, В.В.Серикова, Н.Е.Щурковой. Общей для всех концепций является их ориентация на идею целостной личности.
Давая содержательную характеристику воспитанию, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое, другие - нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, третьи добавляют правовое, экономическое, экологическое воспитание. Интегративным направлением является патриотическое, осуществляемое в таких направлениях, как духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое, спортивно-патриотическое.
Патриотическое воспитание есть в огромной мере интеграция личности воспитанника в мир ценностей и отношений своего наставника, где «работают» механизмы подражания, внушения, заражения.
Воспитание патриотизма выступает как процесс духовного прикосновения к истории и культуре своего народа, его традициям, идеалам на уровне своей семьи, окружающего пространства жизнедеятельности, общества и государства, а также активно-деятельностного, социально мотивированного и творческого участия в решении важнейших проблем современной России, ибо патриотизм неотъемлем от духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, социальную роль и значимость собственной деятельности в интересах его возрождения и надежной зашиты.
Актуальность проблемы воспитания патриотизма в современном обществе определяется следующими основными причинами:
В этой связи, к основным направлениям деятельности педагога в сфере патриотического воспитания следует отнести:
• создание воспитательного пространства, оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания учащихся во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.
Патриотическое воспитание в начале третьего тысячелетия открывает еще один вектор общеобразовательного процесса — его направленность на понимание смыслов Родины, Державы, своих обязанностей по отношению к ним. Другими словами, патриотическое воспитание конкретизирует воспитание социальное, позволяет перейти от сознания «Я в обществе» к сознанию «Родина во мне».
Патриотизм как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации молодежи, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине. В соответствии с личными, коллективными и государственными интересами следует формулировать четыре педагогические цели патриотически ориентированного образования:
Основные нормативные документы по патриотическому воспитанию.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М., 2005. С
25 09 2014
1 стр.
Команды и участники соревнований размещаются в полевых условиях и должны иметь групповое и личное снаряжение для устройства лагеря и бивака. Приготовление пищи на кострах, примусах
14 12 2014
1 стр.
Цели: закрепление пройденного материала; развитие познавательной активности; формирование умения работать в группе; патриотическое воспитание
12 10 2014
1 стр.
«гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников республики мордовия»
07 10 2014
1 стр.
«Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2013-2017 годы» «Духовность и патриотизм»
25 09 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
Цель: духовно – нравственное, гражданско- патриотическое воспитание и становление личности учащихся
15 09 2014
1 стр.
Формирование национальных базовых ценностей через патриотическое воспитание обучающихся
25 12 2014
1 стр.