Перейти на главную страницу
«Утверждена»
Педсовет
Протокол №____
« »__________2010г.
Дополнительная образовательная программа
(срок реализации - 3 года, возраст обучающихся: 10-13 лет)
Составитель:
Тухбатуллина Н.И.
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДОД «Витязь»
г. Зеленогорск, 2010г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы «Этика и этикет» социально-педагогическая.
Этика (от греч. - «нрав, обычай») - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль.
Этикет (от франц. - «церемониал» - манера поведения) - это правила хорошего тона, нормы порядочности, правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
В этике показана нравственная сторона поступка, его содержание, в этикете - эстетическая направленность, форма его проявления. Этикет (в современном его понимании) немыслим вне этики. Этические представления человека могут выражаться, в частности, в манерах, речи, одежде, стиле общения. Одним из важнейших факторов нравственного самосовершенствования личности является владение основами этики. Изучение теории морали способствует пробуждению морального сознания личности, развивает способность к самоконтролю и сознательному выбору нравственной позиции, формирует чувство собственного достоинства и личной ответственности человека, помогает формированию правильного понимания цели и смысла жизни.
Актуальность
Проблема нравственного развития личности всегда была одной из актуальных проблем воспитания и образования. И этот факт не случаен. На крутых поворотах истории, вместе с устоями старого общества рушился и этикет, создавались новые демократические формы общения между людьми. Отсутствие чётких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры - всё это реальность, которая окружает современных подростков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.
Как же развивать в подростках нравственность, воспитанность, как сделать их добрее, если в настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют воспитание подрастающего поколения? Это целый комплекс социальных факторов - безработица, низкий материальный уровень, высокий процент неполных семей, средства массовой информации.
Современное общество нуждается в возрождении и развитии нравственно-этической культуры. Не только образованным, но и интеллигентным должен быть наш современник.
Программа «Этика и этикет» направлена на формирование основ нравственности и этической культуры подростков. Основная задача - включение каждого обучающегося в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Программа представляет собой непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога детей и педагога, при котором голос каждого значим и слышим.
Новизна
Программа «Этика и этикет» составлена на основе методических разработок «Этические диалоги с подростками» А.И. Шемшуриной, доктора педагогических наук. Программа адаптирована для обучающихся военно-патриотического отдела учреждения и носит прикладной характер.
Новизна программы заключается во введении в темы по общегражданским нормам этикета элементов воинского этикета, необходимых обучающимся при участии в социально-значимых городских акциях и военно-патриотических мероприятиях.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 3 года обучения по 36 часов в год. Форма реализации программы - очная.
Программа «Этика и этикет» содержит обширный комплекс знаний о правилах хорошего тона: как следует знакомиться и приветствовать, как красиво вести беседу и делать комплименты, посылать приглашения, дарить и получать подарки, как правильно вести беседу по телефону, вести себя в общественных местах. Важное значение для воспитания подростков имеют темы, посвященные этикету в семье, отношение детей к родителям, проведение семейных торжеств. Программа знакомит обучающихся с понятием воинский этикет, ведь нет сомнения в том, что при защите Отечества во все времена солдатами двигала не только любовь к Родине, но и воспитание, среда, обычаи.
Программа «Этика и этикет» построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:
- этический курс теоретико-практических занятий, построенный на принципах диалогового взаимодействия педагога с обучающимися, о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека.
- повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», основанная на доброжелательности и уважении в отношениях с окружающими. Значение этического заряда заключается в организации доброжелательного климата взаимоотношений в детском коллективе.
- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью – организация разностороннего общения, взаимодействия обучающихся, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии (участие в мероприятиях).
Такого рода деятельность направлена на познание подростком другого человека и самого себя: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать их.
Содержание первого года обучения направлено на введение специальной терминологии, понятий внутренней и внешней культуры поведения человека. Столовые приборы, их назначение, поведению за столом, дома, в гостях, общественных местах. Умению строить взаимоотношения в семье, с близкими людьми, сверстниками.
Содержание второго года обучения направлено на изучение этических норм к окружающему миру - Родине, семье, людям, труду, природе. Познанию в процессе общения другого человека и самого себя. Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды.
Содержание программы и ее методика усложняются в зависимости от года обучения, программа курса не стабильна, вариативна. Она может и должна корректироваться (по тематике и содержанию, формам занятий и их методике) в зависимости от задач воспитания, специфики взвода, возрастных особенностей отдельных обучающихся.
Предполагается, постепенное и последовательное углубление знаний, навыков и умений, обучающихся от элементарных правил поведения к осмыслению, осознанию и усвоению норм нравственности, определяемых ими, правил культуры поведения. Занятия строятся так, чтобы подростки изо дня в день утверждались в необходимости следовать нравственным нормам отношений, испытывали чувство удовлетворенности и самоуважения, видя нравственный результат своих усилий.
Педагогическая целесообразность
Знание нравственных норм - не врожденное знание, и подростковый возраст является благодатным для восприятия моральных знаний и формирования опыта нравственного поведения. Именно в подростковом возрасте идет интенсивное нравственное формирование личности, его сознания, овладение моральными нормами поведения, этической культуры. Подростковый возраст, на который рассчитана программа, характеризуется стремлением к самостоятельности, проявлению «чувства взрослости», неадекватности поступков относительно нравственных норм поведения. В этом возрасте возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности; потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
Программа составлена с учетом этих возрастных особенностей. Занятия по этике и этикету становятся своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте подростков. Программа позволяет выстроить действенный воспитывающий диалог с подростками, пробуждающий желание самосовершенствоваться; развивает коммуникабельность и толерантность. Углубление подростков в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, задуматься о нравственной ценности совершённого поступка, подводя каждого к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.
Занятия по программе «Этика и этикет» создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений.
Программа реализуется на базе МБОУ ДОД ЦДОД «Витязь» в кабинете этики, Военно-историческом музее, Музейно-выставочном центре г.Зеленогорска, библиотеке им. В.Маяковского, войсковой части № 3475.
-познакомить детей с этикетной терминологией, развивать умение использовать «специальные слова» в повседневной жизни;
-формировать представления о нормах этического поведения;
-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ
собственного поведения и поступков окружающих людей;
-развивать у подростков навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.
В программу «Этика и этикет» принимаются обучающиеся военно-патриотического отдела.
групповая, коллективная, индивидуальная.
-круглый стол
-экскурсия
-беседа
-открытый микрофон
-конкурс
-коллективное творческое дело
-ролевая игра
-элементы тренинга
-тестирование
-массовое мероприятие
-нетрадиционные
-видео-занятие.
При проведении занятий используются словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, ассоциативно-сравнительные методы. Выбор методов зависит от цели занятия, условий, контингента обучающихся.
-Высокая степень социализации и общественной активности подростков.
-Динамическое развитие эмоционального интеллекта как базы деятельной социализации личности.
-Развитие адаптационных качеств личности.
-Стремление к изучению и восприятию общепринятых нравственных норм и явлений, художественной и эстетической культуры.
-Способность к контролю своего психического состояния.
-Стремление к формированию собственного гармонического облика.
Программа работает на дальнейшую жизненную перспективу обучающихся: на всех этапах жизни у каждого выпускника возникает потребность и необходимость использования полученных этических знаний.
Уровень учебных достижений обучающихся в соответствии с программными целями определяется тестированием (приложение) в начале и в конце учебного года, а также промежуточным контролем (по разделам программы). Отношение к обучению, включая мотивацию и интерес к предмету, определяется с помощью анкеты "Полезны ли были для тебя уроки этикета?».
№ |
Раздел |
Количество часов |
Формы проверки | ||
теория |
практика |
всего |
| ||
1 |
Введение |
1
|
-- |
1 |
Опрос |
2 |
Быть воспитанным - что это значит? |
4 |
1 |
5 |
Опрос, работа по карточкам |
3 |
Этика и этикет |
9 |
3 |
12 |
Тесты, мини-конкурс |
4 |
Умение думать о других |
8 |
2 |
10 |
Работа по карточкам, загадки |
5 |
До дружбы надо вырасти |
6 |
1 |
7 |
«Защита» реферата |
6 |
Итоговое занятие |
-- |
1 |
1 |
Зачёт (творческий рассказ) |
|
Итого |
28 |
8 |
36 |
|
«Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».
Принцип гуманизма, сущность которого – уважение и доброжелательное отношение к людям.
2. Быть воспитанным – что это значит? (5 ч)
Теоретические занятия:
Вежливость как основа воспитанности. Понятия – вежливость, деликатность, тактичность.
Разбор ситуаций, проявление или отсутствие такта, деликатности в поведении человека.
Мини-тренинг «Мои достоинства».
Сервировка стола (повседневная, праздничная).
Ситуативно-ролевые игры "Мы в гости, гости к нам...".
«Светское чаепитие».
Активность жизненной позиции человека. Сознательность. Единство слова и дела как повседневной нормы поведения;
Мини-тренинг «Сердце». Анализ педагогических ситуаций.
Письменная работа "Я в прошлом, настоящем и будущем"
5.До дружбы надо вырасти (7 ч)
Теоретические занятия:
Если радость на всех одна. Этическая сущность дружеских отношений.
Товарищ, друг. От чего бывает одиноко? Типичное и особенное в этике отношений. Этические нормы отношений в коллективе.
Чтобы быть понятым. Этические требования к личности в коллективе.
Дружили мальчик с девочкой. Проблема этики поведения и отношений между мальчиками и девочками.
Без друзей меня чуть-чуть. Нравственная самооценка как члена коллектива, товарища, друга.
6.Итоговое занятие (1ч)
Практическое занятие:
Творческий рассказ: «Какой я друг?» (анализ личностных качеств, значимость дружбы).
Заполнение анкеты (организация обратной связи).
Учебно-тематический план
второго года обучения
№ |
Раздел |
Количество часов |
Формы проверки | ||
теория |
практика |
всего | |||
1 |
Вводное занятие |
1 |
- |
1 |
Опрос |
2 |
Правила вежливого человека |
4 |
1 |
5 |
Работа по карточкам |
3 |
Этикет в твоей жизни |
9 |
3 |
12 |
Конкурс, тесты |
4 |
Добру откроется сердце |
8 |
3 |
11 |
«Защита» электронных презентаций |
5 |
Об умении понять другого |
5 |
1 |
6 |
Кроссворд, словарный диктант |
6 |
Итоговое занятие |
- |
1 |
1 |
Зачёт (семинар) |
|
Итого |
27 |
9 |
36 |
|
«При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою» В.А. Жуковский.
Осмысление личностных качеств с позиции нравственности.
2.Правила вежливого человека (5 ч)
Теоретические занятия:
Оглянись внимательно вокруг. Взаимоотношения с окружающими людьми. Общее этическое правило, умение его применять
Умение быть самим собой. Поведение человека в зависимости от ситуации и среды общения: дом, улица, школа, центр «Витязь», музей, кино, транспорт и т.п.
Гражданином быть обязан. Понятия «гражданин», «патриот». Связь понятий между собой. Социальный статус гражданина, его конституционные права и обязанности.
«Даже будни может труд сделать праздничными днями». Общественная работа, сознательное отношение к своим обязанностям, трудовой образ жизни.
Практические занятия:
Сюжетно-ролевые игры «Я и мои социальные роли».
Фрагменты деловой игры «Профессия репортер». «Приглашение к столу». Мини - конкурс. Элементы тренинга «Как вести себя в конфликтных ситуациях».
Рассказ «Моя семья, что она для меня значит…». Изготовление поделок. Рисунки «Моя мама самая…». Оформление выставки. Диспут «Достойный человек, каков он?».
О дружбе мальчиков и девочек. Взаимоотношения между противоположным полом, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Анализ стихотворения «Мальчик с девочкой дружил». Автор С. Михалков
Составление кодекса дружбы (индивидуальная, коллективная деятельность).
Семинар по пройденному курсу. Заполнение итоговой анкеты (организация обратной связи).
№ |
Раздел |
Количество часов |
Формы проверки | ||
теория |
практика |
всего | |||
1 |
Вводное занятие. «Мы родились, чтобы оставить след” |
1 |
- |
1 |
Опрос |
2 |
История этикета |
6 |
2 |
8 |
Работа по карточкам, «защита» презентации, реферата |
3 |
Традиции этикета |
10 |
5 |
15 |
Конкурс, тесты |
4 |
Без добрых дел нет доброго имени |
9 |
2 |
11 |
Кроссворд, викторина |
5 |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
Зачёт («свободный микрофон») |
|
Итого |
26 |
10 |
36 |
|
Знакомство с историческими произведениями: "Поучение Владимира Мономаха" (Киевская Русь), "Юности честное зерцало" (Петровская эпоха), "Правила поведения, созданные для юношества" (Ян Амос Коменский). Этическая культура поколений
Этапы развития этикета, замена отживших норм поведения новыми, диктуемыми новыми условиями времени.
Повседневная, деловая, праздничная одежда. Выполнение творческого задания в технике «коллаж».
Ролевые игры с позиции галантности, корректности, деликатности: «приглашение», «отказ», «телефонный разговор», «преподнесение подарка».
Практикум «Культура общения»
Мини-конкурс «Рыцарский турнир».
Экскурсия в музейно-выставочный центр (поведение в общественных местах)
Экскурсия в воинскую часть (воинские ритуалы)
4.Без добрых дел нет доброго имени (11ч)
Теоретические занятия:
Истоки доброты. Детство, отчий дом - начало больших добрых дел.
Торопись обрадовать. Доброта, человечность, чуткость, доброжелательность. «Свод законов доброты».
Чувство причастности. Причастность – одно из главных качеств личности. Причастность к состоянию другого человека. Умение глазами увидеть радость или беду другого человека, откликнуться на нее.
Практическое занятие:
Решение и анализ педагогических ситуаций, с точки зрения причастности.
Род. Родина. Родословная. Составление генеалогического древа (в сборе информации оказывают помощь родители). Вид деятельности определяется самостоятельно (презентация, рисунок, рассказ, таблица).
«Урок благодарности». Заполнение итоговой анкеты. (Организация обратной связи).
Для успешной реализации образовательной программы «Этика и этикет» необходимы следующие условия:
-Квалифицированное кадровое обеспечение: педагог должен иметь высшее педагогическое образование
-Наличие в достаточном количестве оборудования и инвентаря:
-учебного кабинета, оснащенного мебелью
-скатертей, салфеток
-столовых приборов- 2набора
-чайно-кофейного сервиза- 1шт.
-дидактического материала
-карандашей, листов ватмана
-бумаги писчей и для принтера
-фломастеров, маркеров
-телевизоров-1шт.
-видеомагнитофонов-1шт.
-видеокамер-1шт.
-компьютеров-1шт.
-DVD-плееров-1шт.
-принтеров-1шт.
-ксероксов-1шт.
-сканеров-1шт.
-мультимедийного проектора-1шт.
-экрана проекционного-1шт.
-цифрового фотоаппарата-1шт.
-магнитофона-1шт.
Видеофильмов, электронных материалов
1.Видеофильм «Застольный этикет».
2.«Шедевры русской живописи» (СD - диск).
3.Сборник картин «Современное российское искусство».
2.Большая книга по этикету. - Минск ХАРВЕСТ, 2000 .
3.Искусство сервировки. «АСТ-ПРЕСС-КНИГА» 2004.
4.Энциклопедия хороших манер. - ООО «Золотой век», 1997.
5.Энциклопедия этикета «МиМ-Экспресс», 1996.
6.Великие мысли великих людей. Антология афоризма в 3-х томах М., «РИПО КЛАССИК», 1998.
Периодических изданий:
Журнал «Воспитание школьников». Азбука нравственного воспитания, 2007, №№ 1, 2, 3, 4.
Журнал «Школьный психолог», 2004, №17, 2005, №10.
Учебное пособие «Верность воинскому долгу». - №4, М.2001.
2.Вопросы для проверки знаний по разделам
3.Диагностика нравственной воспитанности
4.Итоговая анкета
5.Карточки
6.Тесты
8.Вариант письменного задания
(для группы первого года обучения)
Направленность дополнительной образовательной программы «Этика и этикет» социально-педагогическая
25 12 2014
3 стр.
Перечень вопросов итогового государственного экзамена для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» специализации
25 12 2014
8 стр.
Учебные курсы, посвященные современному этикету и этике общения, активно выбираются студентами вузов в качестве курсов по выбору
25 12 2014
1 стр.
Образовательная программа «Музыкальное развитие детей» вокального объединения
04 09 2014
1 стр.
Образовательная программа рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися образовательного стандарта
07 10 2014
7 стр.
Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали», составленного в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования
10 09 2014
5 стр.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в
03 09 2014
8 стр.
Образовательная программа школы представляет собой документ, который определяет содержание образования в школе и технологии его реализации. Разработана на основе нормативных докуме
10 09 2014
6 стр.