Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок русского языка в 8 классе
Тема: Обобщение знаний по теме «Односоставные предложения»
Тип урока: урок повторения и обобщения материала.
Место урока в теме: последний урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит повторение и обобщение изученного материала.
Цели:

образовательная: повторить и обобщить материал по теме «Односоставные предложения».

Развивающая: развивать речь, внимание, логическое мышление, развивать умение сравнивать и делать выводы, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Воспитательная: воспитывать любознательность, интерес к творчеству русских поэтов, воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.
Структура урока.

Методы:


Словесные, наглядные

Проблемно-поисковые

Взаимоконтроль, самопроверка.

Приемы: беседа, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, дифференцированный подход.

Формы: индивидуальные и фронтальные.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.



Ход урока:
I.Орг.момент.
II.Целеполагание.
1.Миниатюра учителя: Звонок. Урок русского языка. Немного волнуюсь. Хочется пожелать творческой работы. Удачи!
Слайд 1

.

2.А теперь подумайте, почему я начала урок такой миниатюрой?



3.Запись темы урока.
Слайд 2.
4.Определение целей урока.
Слайд 3.
III.Актуализация знаний:

1.Чем отличаются ОП от ДП?

2На какие группы делятся ОП?

Слайд 4
3. «Тонкие вопросы»

Определенно-личные предложения – это односоставные предложения? (ДА)

О.-л. предложения – это односоставные предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым? (ДА)


Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее? (ДА)

Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2-го лица? (НЕТ)


Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (ДА)

Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)
Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (ДА)

Может ли назывное предложение быть распространенным? (ДА)

Назывные предложения – это двусоставные предложения? (НЕТ)
IVОбобщение понятий и правил темы и определение их в речи.


  1. Определите вид односоставного предложения

  2. Слайд 5

1.В дверь несмело постучали.

2.Выйду,сяду под рябиной, буду слушать соловья.

3.Нежно пахнет распускавшимися почками.

4.Кому- то принесли от мастера ларец.

5.Приветствую тебя, пустынный уголок.

6.Из воды пустой масла не извлечёшь.

7.Под музыку осеннего дождя иду во тьме.

8.На пригорке то сыро, то жарко.

9.Со скрипом опустили трап.


Слайд 6 Проверь.
2. Синтаксический разбор предложения.
С любимой мечтой не хочется сердцу расставаться.
3.Индивидуальная работа.
Слайд 7.
Укажите предложения, строение которых соответствует схеме

[двусост.], и [безличное.]


А.Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому.

Б.Уже смерклось и надо было возвращаться домой.

В.Небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи.

Г.Ещё мгновение и лодка вошла под тёмные своды деревьев.


4.Определение ОП как средств выразительности.
─ Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые, добрые чувства. Давайте вспомним отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Слайд 8.
Мороз и солнце! День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, ─

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!



Анализ текста.

Каким настроением проникнуто стихотворение? (чувством радости, счастья; автор прямо утверждает: «День чудесный!»)

Определите тему данного текста (описание утра, зимней природы)

Назовите ключевые слова, которые раскрывают тему текста (мороз, солнце, день, чудесный, нега, северной, Авроры, звездою, севера…)

Когда мы рассматриваем картину, то понимаем, что художник для изображения действительности использует определенные средства, например, краски. А чем пользуется поэт? (Поэт использует только слова, но в этих словах все ─ и краски, и звуки, и чувства.)

А как можно определить цвет текста? ( При помощи звуков, которые тоже имеют цвет, например)


Слайд 9

О, Е ─ светло-желтый или белый

А, Я ─ густо-красный, ярко-красный

Э, Е ─ зеленый, желто-зеленый

И ─ синий,

У ─ темно-синий, темно-сине-зеленый

Ю ─ голубоватый

Ы ─ мрачный, темно-коричневый или черный


А)Каков же цвет нашего текста? Обратимся к ключевым словам и посмотрим, каких здесь гласных звуков больше? (о,е)
Б)Подтверждают звуки цвет текста? (да)
В)Как вы думаете, Пушкин подсчитывал цветовые звуки?

Г)Почему же такое совпадение произошло? Да потому что Пушкин был гением.

Д)А К. Паустовский о языке говорил так: « С русским языком можно творить чудеса». Вы в этом убедились на примере этого стихотворения? (да)

Е)И еще, ребята, мне хотелось бы знать, помните ли вы значение слов нега и Аврора


«Вопросы на засыпку»

1. О каком из типов односоставных предложений пишет М.В.Ломоносов.

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит»?

Например: Люблю тебя, Петра творенье!


Слайд 10.
2. О каком из типов односоставных предложений пишет ученый-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский?

«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное»

Например: Ведут ко мне коня
Слайд 11.
3. Л.Н.Толстой об одном из стихотворений А.А.Фета писал:

«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение ─ картина».

Какие односоставные предложения предпочитал употреблять в своей поэзии А.А.Фет?
слайд 12,13
Например: Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск января,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Подведение итога:для чего служат ОП в художественном тексте


VI.Самостоятельная работа.
Слайд 14
Прочитайте текст, найдите и выпишите ОП, определите их вид.
VII.Творческая работа .
Слайд 15
Напишите сочинение-миниатюру (описание природы).Предложения преимущественно ОП.
VIII.Подведение итогов.

IX.Домашнее задание. Учебник, упр.



На творческом уровне: подобрать стихотворные строки с ОП.

Обобщение знаний по теме «Односоставные предложения»

Место урока в теме: последний урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит повторение и обобщение изученного материала

50.3kb.

13 09 2014
1 стр.


Уроку э. Л. Безносов, г. Москва Продолжение. См. №13, 15/2004 Система уроков по синтаксису в 8-м классе односоставные предложения односоставные определенно-личные предложения

Изучение нового материала можно начать с грамматической работы. Два человека выходят к доске, первый записывает предложения, в которых присутствуют оба главных члена, второй – толь

125.05kb.

15 10 2014
1 стр.


«Свойства степени с натуральным показателем»

Общеобразовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме; создать условия контроля (взаимоконтроля) усвоения знаний и умений

71.88kb.

01 09 2014
1 стр.


Систематизация и обобщение знаний учащихся по данной теме
42.25kb.

09 10 2014
1 стр.


Занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. Форма урока : интенсивная подготовка к контрольной работе по следующим вопросам

Обобщение и систематизация знаний по теме: «классификация неорганических веществ. Типы химических реакций»

53.35kb.

13 10 2014
1 стр.


Урок №4. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные геометрические фигуры»
34.23kb.

14 10 2014
1 стр.


Русский язык Задания 1 тур 10 класс Задание №1

Расставьте знаки препинания. Подчеркните основы. Найдите односоставные предложения и определите их вид. Как связаны придаточные предложения с главным в первом и втором предложениях

83.23kb.

25 09 2014
1 стр.


Урок геометрии в 7«в» классе по теме «Медианы, биссектрисы, высоты»

Обобщение ранее изученного материала, систематизация знаний, развитие навыков при решении различных задач

29.24kb.

23 09 2014
1 стр.