Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Определение профессии включает в себя очень многое, прежде всего:
-
кем быть;
-
к какой социальной группе принадлежать;
-
какой стиль жизни выбрать;
-
какие цели определить для себя в будущем.
Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу:
-
необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);
-
узнать и принять требования избираемой профессии;
-
осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.
Важно правильно описать профессию, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему вид деятельности, подходит она ему или нет. Чем больше признаков учитывается при описании профессии, чем больше они относятся к психологическим, внутренним качествам человека, тем успешнее может быть выбор профессии на основе этого описания.
При выборе профессии важно обратиться к профессиограмме.
Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.
Профессиограмма – описательно-технологическая характеристика профессии, сделанная по определенной схеме и для решения определенного типа задач. В теории и практике профессиографирования существует множество типов профессиограмм, используемых в зависимости от решения задач. В общем виде профессиограмма включает в себя описание требований к профессиональным и личностным компетенциям человека, работающего по данной профессии, его физическим данным, здоровью, способностям, уровню образования.
Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов.
-
Классификационная карточка профессий.
-
Доминирующие виды деятельности.
-
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности).
-
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.
-
Области применения профессиональных знаний.
-
История профессии.
-
Некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности.
-
Учебные заведения, обучающие данной профессии.
Если человек хочет выбрать профессию в соответствии со своими индивидуально-психологическими особенностями, ему больше подойдут профессиограммы, построенные на основании психологического изучения профессий. Так, при смене профессии или при выборе запасного варианта лучше ориентироваться на профессии, связанные со следующими психологическими характеристиками:
-
способ мышления;
-
тип личности;
-
предпочитаемый способ взаимодействия с людьми.
Доминирующий тип деятельности. Практически любая деятельность состоит из различных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:
-
одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;
-
другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;
-
третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.
В одной и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные способы выхода из ситуации, другой – искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.
Доминирующий, т.е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются.
Область базовых знаний. Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:
-
высоким (теоретическое знание);
-
средним (практическое использование знаний);
-
низким (знание получено опытным путем, навыки).
Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.
Межличностное взаимодействие. В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.
Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. Следует иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.
Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.
Доминирующий интерес. Интересы у людей разнообразны, и по степени выраженности всех интересов всех людей подразделяют на различные типы личности. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости (работу, отдых, хобби). Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии.
При выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессии, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда.
Четыре основные характеристики профессии
-
Предмет труда (с чем или кем специалист работает):
-
человек – Ч
-
природа – П
-
художественный образ – Х
-
знаковая система – З
-
техника – Т.
-
Цель труда (что человек делает с предметом труда):
-
гностические (познавательные) – Г
-
преобразовательные – П
-
изыскательские – И.
-
Средства труда (чем человек воздействует на предмет труда):
-
ручные – Р
-
механические – М
-
автоматические – А
-
электронные – Э
-
функциональные (возможности и функции организма, например, голос) – Ф
-
теоретические (интеллектуальные) – Т.
-
Условия труда:
-
бытовой микроклимат – Б
-
открытый воздух – О
-
необычные – Н
-
экстремальные – Э.
При помощи этой формулы можно так описать профессию кассира-операциониста:
Ч/З – П – Э – Б.
Литература
Романова Е.С.
99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.
Рогов
Настольная книга практического психолога.
Твоя будущая профессия. Сборник тестов по профессиональной ориентации. Издательство: Феникс, 2006.
М. Гобынова, Е. Кирилюк
333 современные профессии и специальности. 111 информационных профессиограмм., 2010
Портфолио ученика средней школы / авт. – сост. И.Г. Юдина – Волгоград: Учитель, 2007
Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г.
Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / под ред. Н.В. Афанасьевой, - СПб.: Речь, 2007