Классный час
Тема: «Как сохранить хорошее зрение»
(беседа-практикум)
Цели и задания классного часа:
— привитие навыков здорового образа жизни;
— знакомство второклассников с основными правилами ухода за глазами в целях сохранения хорошего зрения;
— формирование потребности в личной гигиене, правильного и регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем.
Оборудование
Разноцветные предметы (белые, черные, красные, зеленые и т. д.). Предметы различной формы: мяч или глобус, монета, книга.
Электрическая лампа (настольная); чистые и закопченные стеклышки. Вилка^ ножницы, ножик, иголка.
Картинки: летчик в кабине самолета, пограничник, шофер за руд ем автомобиля; набор картицок «Охрана зрения» (к фланелеграфу, изд. «Медучпособие»).
Текстовые таблицы: «Как сохранить хорошее зрение», «Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений» («Берегите глаза»).
Ход классного часа
Сведения для учителя о сохранении зрения
Данные специальных медицинских обследований и повседневные наблюдения показывают, что близорукость среди школьников все еще имеет значитёльное распространение, что процент близоруких учащихся увеличивается по мере их перехода из класса в класс. Так, по данным обследования значительного числа школьников, процент близоруких детей младшего школьного возраста (7—11 лет) составляет 12,7%; среди учащихся среднего школьного возраста (12— 14 лет) —21,7%; среди учащихся 15—18 лет — 27,9% (Е. М. Белостоцкая).
Согласно современным научным воззрениям, на развитие близорукости оказывает влияние комплекс причин. Решающую роль в этом играют так называемые внешние факторы, условия жизни и работы (например, работы, требующие длительного рассматривания мелких предметов на близком расстоянии), качество питания (в частности, содержание недостаточного количества витаминов в пище). Большое влияние на развитие близорукости оказывают общее состояние здоровья, а также некоторые перенесенные заболевания.
Развитию близорукости способствует несоблюдение правил личной гигиены, имеющих важное значение для охраны зрения (неправильная рабочая поза, рассматривание деталей на слишком близком расстоянии, длительная зрительная работа без перерывов для отдыха и т. д.). Известную роль играет наследственное предрасположение человека, которое может проявиться в большей или меньшей степени или может вовсе не проявиться. Это зависит от того, насколько благоприятны или неблагоприятны для органа зрения и всего организма окружающие внешние условия и гигиеническое поведение человека.
Учебные занятия школьников сопряжены с усиленной работой глаз. В силу этого учитель в течение всего учебного процесса должен неослабно заботиться об охране зрения учащихся, в частности, добиваться правильного и достаточного освещения в классе. Он следит за тем, чтобы солнечные лучи могли свободно проникать в класс через всю площадь окна (особенно это относится к верхней части окна). На подоконнике разрешается ставить только невысокие цветы. Не еледует завешивать окна занавесками или бумагой: это допускается лишь на то короткое время, когда необходимо оградить глаза детей от прямых лучей солнца. Нелишне напомнить, что, когда окна ничем не заслонены, учащиеся имеют возможность время от времени смотреть вдаль. Это является хорошим отдыхом для глаз.
Беседа-практикум
«Как надо заботиться о сохранении хорошего зрения»
В начале беседы учитель может показать учащимся несколько предметов различного цвета, различной формы и длины (круглые, длинные и т. д.), а также предметы, расположенные на различном расстоянии от учащихся.
На вопросы учителя дети отвечают:
— При помощи глаз мы узнаем цвет предметов (красный, белый, черный, зеленый и т. д.), форму, размеры предметов, какие предметы находятся к нам ближе, а какие дальше.
Глазами мы наблюдаем за движением людей, животных, птиц , автомобилей и т. д. Глаза служат нам для того, чтобы видеть все, что находится или делается вокруг нас, помогают читать, писать, выполнять различные другие работы.
Испорченное зрение исправить трудно, поэтому глаза надо беречь.
— Отчего может испортиться зрение?
— Зрение часто ухудшается оттого, что школьник или взрослый читает, пишет (или вышивает, мастерит) при плохом освещении. От работы при таком освещении глаза быстро устают. Они устают и тогда, когда мы низко наклоняемся при письме и чтении над тетрадью и книгой, при вышивании — над узором и в особенности — когда мы читаем лежа.
Если человек часто переутомляет свои глаза, то зрение его начинает через некоторое время слабеть. Он становится близоруким, плохо видит предметы, находящиеся чуть подальше от него. Человеку с плохим зрением труднее стать летчиком, шофером, метким стрелком. Ему трудно хорошо играть в волейбол, футбол, городки. Близоруким людям приходится носить очки. Если у близорукого человека разобьются очки или он их потеряет, то ему трудно разглядывать людей, предметы, он не сможет посмотреть кинокартину, состязание футболистов.
Для того чтобы школьник мог сохранить хорошее зрение, важно, чтобы он всегда занимался при достаточном освещении. Нельзя читать, писать, вышивать, рисовать в сумерки или при слабом свете.
Для того чтобы тетрадь и книга были хорошо освещены, надо ставить стол поближе к окну. При занятиях вечером лучше пользоваться настольной лампой, но, кроме того, надо оставлять и общее освещение комнаты.
— С какой стороны должно находиться окно или лампа при занятиях? Если окно или лампа будут находиться справа или сзади от школьника, то на тетрадь будет ложиться тень от правой руки или от головы, и* таким образом, тетрадь будет освещена недостаточно. Если же лампа находится на столе спереди, то много света будет попадать прямо в глаза (а при отсутствии абажура яркий свет будет слепить их). Поэтому лучше всего, чтобы окно или лампа находились слева и немного спереди.
Висячая лампа должна находиться над столом, немного впереди занимающегося школьника. Тогда тетрадь или книга будут освещены хорошо и ровно.
Учитель может предложить практическое задание.
В дневные часы можно провести следующие наблюдения. Ученик садится за стол учителя (или за парту) сначала таким образом, чтобы свет из окна падал слева или спереди. Затем ученик быстро перемещается так, чтобы свет падал сзади. Ученик убеждается, что во втором случае книга будет хуже освещена, чем в первом.
В вечерние часы лампа (с длинным шнуром) помещается поочередно то позади ученика, сидящего за столом учителя, то на столе справа, то на столе слева. Учащийся отмечает, что в первом случае книга и тетрадь покрываются тенью от головы, во втором случае при письме падает на тетрадь тень от правой руки, в третьем случае тетрадь освещена ровно, без теней.
Учитель разъясняет, насколько важны для хорошего освещения комнаты в дневное время чистые стекла окон, а для хорошего освещения рабочего, места вечером — чистые ламповые стекла. Учитель предлагает учащимся рассматривать строчки в книге через чистые и запыленные (или слегка покрытые копотью) стеклышки. Учащиеся отмечают, что через запыленные стеклышки буквы, слова, картинки видны хуже.
— Для сохранения хорошего зрения важно сидеть правильно, не наклоняясь низко над книгой или тетрадью. Если книга и тетрадь находятся на очень близком расстоянии от глаз, это вредно для зрения. Надо сидеть прямо, лишь слегка наклонив голову вперед. Тетрадь и книга должны находиться на расстоянии 30—35 сантиметров от глаз, не ближе. Это расстояние, как вы уже знаете, примерно равно длине руки от локтя до кончика пальцев.
Учитель предлагает детям самим проверить этим способом на себе расстояние от глаз до книги.
Врачи установили, что на таком расстояния детям удобнее всего читать и писать, что при этом глаза меньше всего устают, зрение не портится.
Читать удобнее, когда книга имеет, небольшой наклон в сторону читающего. Для этого надо класть книгу на специальную подставку с наклоном или подкладывать под верхний край читаемой книги две-три другие книжки (показать, как это делается).
Нельзя читать лежа. Когда читают лежа, трудно держать книгу в удобном для глаз положении и на нужном расстоянии. Кроме того, в таком положении книга обычно плохо освещается. Из-за этого глаза больше утомляются, зрение все больше и больше портится. Вредно также читать очень долго без перерыва. При чтении надо делать перерывы (примерно после каждых 30 минут), чтобы дать отдых глазам. В более старшем возрасте можно делать перерывы реже.
Беседа-диалог
«Как уберечь глава от заболеваний и повреждений»
Учитель разъясняет учащимся, что глаза необходимо беречь не только от переутомления, от ослабления зрения. Еще важнее оберегать глаза от заболеваний и повреждений.
Отчего могут заболеть глаза? Глаза могут заболеть, если в них попадет грязь, с грязью могут передаваться многие болезни. Грязь заносится в глаза, когда мы трем их пальцами, когда вытираем их носовым платком, грязным полотенцем, когда вытирают лицо полотенцем, которым пользовался человек с больными глазами. Грязь может попасть в глаза и с грязной подушки.
Когда глаза заболевают, они начинают гноиться, становится больно смотреть на свет. Дети жалуются на резь в глазах. Заболевания глаз могут привести к сильному ухудшению зрения. Если глаз заболел, надо возможно скорее обратиться к врачу.
Чтобы уберечь глаза от заболеваний, надо пользоваться только своим и обязательно чистым полотенцем, спать в отдельной чистой постели, не тереть глаза руками, носовым платком (даже если он чистый на вид).
Некоторые дети теряют зрение — слепнут на один или оба глаза — при неосторожном обращении с острыми предметами (перьями, карандашами, особенно химическими, вилками, ножами, ножницами, иглами и т. п.), во время озорных и опасных игр (например, игра в «чижики»), при стрельбе из рогаток, при разбивании молотком пистонов и патронов и т.д.
Когда держите перо, карандаш, вилку, ножницы (можно показать набор указанных предметов), нельзя размахивать руками, а тем более бегать, прыгать с пером в руках, с вилкой, с ножиком. Если школьник поскользнется, споткнется и упадет, он может нанести этими предметами тяжелое увечье себе и другим. Все эти предметы — не игрушки, ими нельзя забавляться.
Не ставьте карандаш и ручки острием кверху. Не пользуйтесь химическими карандашами. Не стойте слишком близко к человеку, который чинит карандаш, строгает ножом, работает ножницами, шьет.
Не играйте с рогатками, самопалами, в игры, при которых есть опасность повредить глаза. Удерживайте товарищей от озорных игр и развлечений: такие игры могут довести до большой беды вас и ваших товарищей.
При ознакомлении детей с этими правилами учитель может рассказать о некоторых несчастных случаях с детьми, произошедших в данном городе, районе. При этом следует избегать излишнего запугивания детей.
Подведение итогов классного часа
В заключительной беседе по охране зрения учитель дает детям элементарное понятие о глазах как оргайе зрения (строение глаза на этом этапе обучения совершенно не затрагивается), затем он разъясняет им простейшие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждений.
Для повторения и закрепления правил можно использовать следующую текстовую таблицу (написанную на листе бумаги или на доске).
Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений
(Берегите глаза):
1. Не трите глаза руками, носовым платком.
2. Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.
3. Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами.
4. Не играйте в опасные для глаз игры.
5. Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.
Как сохранить хорошее зрение:
1. Занимайтесь при хорошем освещении.
2. Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 сантиметров от глаз, не подносите их близко к глазам.
3. Не читайте лежа.
4. При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.
муниципальное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Как сохранить хорошее зрение»
Классный час
Учитель начальных классов:
Ишкова Н. А.