Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Классный час
Тема: «Как сохранить хорошее зрение»

(беседа-практикум)
Цели и задания классного часа:

— привитие навыков здорового образа жизни;

— знакомство второклассников с основными пра­вилами ухода за глазами в целях сохранения хорошего зрения;

— формирование потребности в личной гигиене, правильного и регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем.


Оборудование

Разноцветные предметы (белые, черные, красные, зеленые и т. д.). Предметы различной формы: мяч или глобус, монета, книга.

Электрическая лампа (настольная); чистые и за­копченные стеклышки. Вилка^ ножницы, ножик, игол­ка.

Картинки: летчик в кабине самолета, пограничник, шофер за руд ем автомобиля; набор картицок «Охрана зрения» (к фланелеграфу, изд. «Медучпособие»).

Текстовые таблицы: «Как сохранить хорошее зре­ние», «Оберегайте глаза от заболеваний и поврежде­ний» («Берегите глаза»).
Ход классного часа

Сведения для учителя о сохранении зрения

Данные специальных медицинских обследований и повседневные наблюдения показывают, что близо­рукость среди школьников все еще имеет значитёльное распространение, что процент близоруких учащих­ся увеличивается по мере их перехода из класса в класс. Так, по данным обследования значительного числа школьников, процент близоруких детей младшего школьного возраста (7—11 лет) составляет 12,7%; сре­ди учащихся среднего школьного возраста (12— 14 лет) —21,7%; среди учащихся 15—18 лет — 27,9% (Е. М. Белостоцкая).

Согласно современным научным воззрениям, на раз­витие близорукости оказывает влияние комплекс при­чин. Решающую роль в этом играют так называемые внешние факторы, условия жизни и работы (напри­мер, работы, требующие длительного рассматривания мелких предметов на близком расстоянии), качество питания (в частности, содержание недостаточного ко­личества витаминов в пище). Большое влияние на раз­витие близорукости оказывают общее состояние здо­ровья, а также некоторые перенесенные заболевания.

Развитию близорукости способствует несоблюдение правил личной гигиены, имеющих важное значение для охраны зрения (неправильная рабочая поза, рассматривание деталей на слишком близком рассто­янии, длительная зрительная работа без перерывов для отдыха и т. д.). Известную роль играет наследствен­ное предрасположение человека, которое может про­явиться в большей или меньшей степени или может вовсе не проявиться. Это зависит от того, насколько благоприятны или неблагоприятны для органа зрения и всего организма окружающие внешние условия и гигиеническое поведение человека.

Учебные занятия школьников сопряжены с уси­ленной работой глаз. В силу этого учитель в течение всего учебного процесса должен неослабно заботиться об охране зрения учащихся, в частности, добиваться правильного и достаточного освещения в классе. Он следит за тем, чтобы солнечные лучи могли свободно проникать в класс через всю площадь окна (особенно это относится к верхней части окна). На подоконнике разрешается ставить только невысокие цветы. Не еледует завешивать окна занавесками или бумагой: это допускается лишь на то короткое время, когда необ­ходимо оградить глаза детей от прямых лучей солнца. Нелишне напомнить, что, когда окна ничем не заслонены, учащиеся имеют возможность время от времени смотреть вдаль. Это является хорошим отды­хом для глаз.
Беседа-практикум

«Как надо заботиться о сохранении хорошего зрения»
В начале беседы учитель может показать учащим­ся несколько предметов различного цвета, различной формы и длины (круглые, длинные и т. д.), а также предметы, расположенные на различном расстоянии от учащихся.

На вопросы учителя дети отвечают:

— При помощи глаз мы узнаем цвет предметов (красный, белый, черный, зеленый и т. д.), форму, размеры предметов, какие предметы находятся к нам ближе, а какие дальше.

Глазами мы наблюдаем за движением людей, животных, птиц , автомобилей и т. д. Глаза служат нам для того, чтобы видеть все, что находится или делается вокруг нас, помогают читать, писать, вы­полнять различные другие работы.

Испорченное зрение исправить трудно, поэтому глаза надо беречь.

— Отчего может испортиться зрение?

— Зрение часто ухудшается оттого, что школьник или взрослый читает, пишет (или вышивает, масте­рит) при плохом освещении. От работы при таком ос­вещении глаза быстро устают. Они устают и тогда, когда мы низко наклоняемся при письме и чтении над тетрадью и книгой, при вышивании — над узором и в особенности — когда мы читаем лежа.

Если человек часто переутомляет свои глаза, то зре­ние его начинает через некоторое время слабеть. Он становится близоруким, плохо видит предметы, находящиеся чуть подальше от него. Человеку с пло­хим зрением труднее стать летчиком, шофером, мет­ким стрелком. Ему трудно хорошо играть в волейбол, футбол, городки. Близоруким людям приходится но­сить очки. Если у близорукого человека разобьются очки или он их потеряет, то ему трудно разглядывать людей, предметы, он не сможет посмотреть кинокар­тину, состязание футболистов.

Для того чтобы школьник мог сохранить хорошее зрение, важно, чтобы он всегда занимался при доста­точном освещении. Нельзя читать, писать, вышивать, рисовать в сумерки или при слабом свете.

Для того чтобы тетрадь и книга были хорошо осве­щены, надо ставить стол поближе к окну. При заня­тиях вечером лучше пользоваться настольной лампой, но, кроме того, надо оставлять и общее освещение ком­наты.

— С какой стороны должно находиться окно или лампа при занятиях? Если окно или лампа будут нахо­диться справа или сзади от школьника, то на тетрадь будет ложиться тень от правой руки или от головы, и* таким образом, тетрадь будет освещена недостаточно. Если же лампа находится на столе спереди, то много света будет попадать прямо в глаза (а при отсутствии абажура яркий свет будет слепить их). Поэтому луч­ше всего, чтобы окно или лампа находились слева и немного спереди.

Висячая лампа должна находиться над столом, немного впереди занимающегося школьника. Тогда тет­радь или книга будут освещены хорошо и ровно.

Учитель может предложить практическое задание.

В дневные часы можно провести следующие наблю­дения. Ученик садится за стол учителя (или за парту) сначала таким образом, чтобы свет из окна падал сле­ва или спереди. Затем ученик быстро перемещается так, чтобы свет падал сзади. Ученик убеждается, что во втором случае книга будет хуже освещена, чем в первом.

В вечерние часы лампа (с длинным шнуром) поме­щается поочередно то позади ученика, сидящего за столом учителя, то на столе справа, то на столе слева. Учащийся отмечает, что в первом случае книга и тет­радь покрываются тенью от головы, во втором случае при письме падает на тетрадь тень от правой руки, в третьем случае тетрадь освещена ровно, без теней.

Учитель разъясняет, насколько важны для хоро­шего освещения комнаты в дневное время чистые стек­ла окон, а для хорошего освещения рабочего, места вечером — чистые ламповые стекла. Учитель пред­лагает учащимся рассматривать строчки в книге че­рез чистые и запыленные (или слегка покрытые ко­потью) стеклышки. Учащиеся отмечают, что через запыленные стеклышки буквы, слова, картинки вид­ны хуже.

— Для сохранения хорошего зрения важно сидеть правильно, не наклоняясь низко над книгой или тет­радью. Если книга и тетрадь находятся на очень близ­ком расстоянии от глаз, это вредно для зрения. Надо сидеть прямо, лишь слегка наклонив голову вперед. Тетрадь и книга должны находиться на расстоянии 30—35 сантиметров от глаз, не ближе. Это расстоя­ние, как вы уже знаете, примерно равно длине руки от локтя до кончика пальцев.

Учитель предлагает детям самим проверить этим способом на себе расстояние от глаз до книги.

Врачи установили, что на таком расстояния детям удобнее всего читать и писать, что при этом глаза мень­ше всего устают, зрение не портится.

Читать удобнее, когда книга имеет, небольшой на­клон в сторону читающего. Для этого надо класть книгу на специальную подставку с наклоном или подкладывать под верхний край читаемой книги две-три другие книжки (показать, как это делается).

Нельзя читать лежа. Когда читают лежа, трудно держать книгу в удобном для глаз положении и на нужном расстоянии. Кроме того, в таком положении книга обычно плохо освещается. Из-за этого глаза больше утомляются, зрение все больше и больше портится. Вредно также читать очень долго без перерыва. При чтении надо делать перерывы (примерно после каждых 30 минут), чтобы дать отдых глазам. В более старшем возрасте можно делать перерывы реже.
Беседа-диалог

«Как уберечь глава от заболеваний и повреждений»
Учитель разъясняет учащимся, что глаза необхо­димо беречь не только от переутомления, от ослабле­ния зрения. Еще важнее оберегать глаза от заболева­ний и повреждений.

Отчего могут заболеть глаза? Глаза могут заболеть, если в них попадет грязь, с грязью могут передаваться многие болезни. Грязь заносится в глаза, когда мы трем их пальцами, когда вытираем их носовым плат­ком, грязным полотенцем, когда вытирают лицо полотенцем, которым пользовался человек с больны­ми глазами. Грязь может попасть в глаза и с грязной подушки.

Когда глаза заболевают, они начинают гноиться, становится больно смотреть на свет. Дети жалуются на резь в глазах. Заболевания глаз могут привести к сильному ухудшению зрения. Если глаз заболел, надо возможно скорее обратиться к врачу.

Чтобы уберечь глаза от заболеваний, надо пользо­ваться только своим и обязательно чистым полотен­цем, спать в отдельной чистой постели, не тереть гла­за руками, носовым платком (даже если он чистый на вид).

Некоторые дети теряют зрение — слепнут на один или оба глаза — при неосторожном обращении с ост­рыми предметами (перьями, карандашами, особенно химическими, вилками, ножами, ножницами, игла­ми и т. п.), во время озорных и опасных игр (напри­мер, игра в «чижики»), при стрельбе из рогаток, при разбивании молотком пистонов и патронов и т.д.

Когда держите перо, карандаш, вилку, ножницы (можно показать набор указанных предметов), нельзя размахивать руками, а тем более бегать, прыгать с пером в руках, с вилкой, с ножиком. Если школьник поскользнется, споткнется и упадет, он может нанес­ти этими предметами тяжелое увечье себе и другим. Все эти предметы — не игрушки, ими нельзя забав­ляться.

Не ставьте карандаш и ручки острием кверху. Не пользуйтесь химическими карандашами. Не стойте слишком близко к человеку, который чинит каран­даш, строгает ножом, работает ножницами, шьет.

Не играйте с рогатками, самопалами, в игры, при которых есть опасность повредить глаза. Удерживай­те товарищей от озорных игр и развлечений: такие игры могут довести до большой беды вас и ваших то­варищей.

При ознакомлении детей с этими правилами учи­тель может рассказать о некоторых несчастных слу­чаях с детьми, произошедших в данном городе, райо­не. При этом следует избегать излишнего запугива­ния детей.
Подведение итогов классного часа
В заключительной беседе по охране зрения учи­тель дает детям элементарное понятие о глазах как оргайе зрения (строение глаза на этом этапе обучения совершенно не затрагивается), затем он разъясняет им простейшие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждений.

Для повторения и закрепления правил можно ис­пользовать следующую текстовую таблицу (написан­ную на листе бумаги или на доске).

Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений

(Берегите глаза):

1. Не трите глаза руками, носовым платком.

2. Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.

3. Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами.

4. Не играйте в опасные для глаз игры.

5. Если глаз засорился или заболел, немедленно об­ращайтесь к врачу или медицинской сестре.

Как сохранить хорошее зрение:

1. Занимайтесь при хорошем освещении.

2. Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 санти­метров от глаз, не подносите их близко к глазам.

3. Не читайте лежа.

4. При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.


муниципальное общеобразовательное учреждение



«средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Как сохранить хорошее зрение»
Классный час
Учитель начальных классов:
Ишкова Н. А.

«Как сохранить хорошее зрение»

Разноцветные предметы (белые, черные, красные, зеленые и т д.). Предметы различной формы: мяч или глобус, монета, книга

83.19kb.

30 09 2014
1 стр.


Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя, ни

Ребята выступают в роли исследователей, учатся приемам активного речевого общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения

168.78kb.

29 09 2014
1 стр.


Защита зрения у детей

Зрение процесс, способствующий познанию окружающего нас мира. В тех случаях, когда зрение ребенка резко снижено по разным причинам, развитие его резко затруднено

38.26kb.

01 10 2014
1 стр.


Статья отнесена к разделу: Преподавание географии Цели урока: образовательные

Я рада встрече с вами. У меня хорошее настроение. Я надеюсь, что у вас оно тоже хорошее, мы успешно и плодотворно поработаем на уроке”

39.77kb.

14 12 2014
1 стр.


Классный час «Сохранить живой лес сохранить жизнь!»

Мы много с вами говорим о правилах поведения в школе, в столовой, о правилах вежливости

36.42kb.

16 12 2014
1 стр.


«сохранить природу сохранить жизнь» (брифинг)

Цели: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живо­му; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судь­бу родной земли; формирование экологической кул

103.46kb.

14 12 2014
1 стр.


I. Экологические проблемы. Как сохранить биоресурсы?
501.14kb.

13 09 2014
4 стр.


Технические характеристики

Не наводите Ваш телескоп на солнце или близко к солнцу, так как это может повредить зрение. Не допускайте использования телескопа детьми в дневное время без присмотра взрослых

42.08kb.

14 09 2014
1 стр.