Перейти на главную страницу
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Зеленоградский административный округ г. Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1150
124365 г. Зеленоград, корпус 1609
воспитательная Система класса
тема:
«Этнографическая направленность деятельности учителя начальных классов как основа духовно – нравственного становления личности».
классный руководитель:
скрыпник татьяна леонидовна
2012-2013 учебный год
Воспитательная работа является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, патриотичного, способного адаптироваться к изменениям, происходящим в современном мире. В своей педагогической деятельности я исхожу из следующих определений воспитания.
Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребёнку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
Воспитание – это одновременно и общественно-историческая необходимость, и феномен самопроявления, самораскрытия индивидуальности. Многие педагоги, психологи, родители задумываются над тем, в какой форме должна быть организована воспитательная работа в классе. Как организовать эффективный воспитательный процесс? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и выборе видов деятельности при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают и передо мной, как педагогом, воспитателем, родителем. Я считаю, что неразделимо единство воспитательной направленности урочной и внеурочной работы. Обучение есть в то же время и воспитание. Обучение и воспитание представляют собой единство, внутри которого существует система связей.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, позитивно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет комфортно, где его любят, ценят, где им интересуются настолько, что ребёнок чувствует, что в школе его ждут только друзья - учителя и одноклассники. Поэтому построение воспитательного процесса в классе я осуществляю по 7 принципам: принцип открытости, принцип привлекательности, принцип деятельности, принцип свободы участия, принцип обратной связи, принцип сотворчества, принцип успешности.
Моя задача, как классного руководителя, учитывать мельчайшие особенности личности каждого ребёнка, проявляя толерантность и поддержку, убедить каждого ребёнка в ценности его индивидуальности.
Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения. Отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, в то время как сохранение народной культуры – это основа нравственного здоровья подрастающего поколения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина. «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеалах или заимствованных у другого народа»,- писал К. Д. Ушинский. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
Цели и задачи работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника.
Цель.
Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной русской культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма, любви к своей Родине.
Идея создания проекта возникла в момент первого знакомства с учащимися, в начале процесса превращения детсадовца в школьника. Необходимо было сделать так, чтобы трудности не сломили желания детей учиться. Как помочь малышу безболезненно пережить период привыкания, адаптации к новому виду деятельности – учебной? Как сделать так, чтобы привычный мир детской игры, любимых игрушек сохранился и в школе? Все эти вопросы навели меня на мысль о создании проекта, напрямую связанного с миром малыша: «Как появились наши любимые игрушки?» Бесспорно, что сохраняя «игрушечную» реальность детей, мы тем самым способствуем гармоничному интеллектуальному и физическому развитию ребёнка.
Работа строилась по принципам:
- принцип привлекательности будущего дела;
- принцип деятельности;
- принцип сотворчества;
-принцип успешности.
Система классных и внеклассных мероприятий.
Классный час «Во что играют дети мира?»
Классный час «Моя любимая кукла».
Классный час «Моя первая игрушка».
Кукольный спектакль: «Репка», «Колобок».
Конкурс рисунков: «Игрушки – для всех детей мира!»
В итоге появился проект, который мы представили на школьной научно-практической конференции. Проект награждён дипломом III степени VIII смотра-конкурса образовательных учреждений, участников движения «Москва на пути к культуре мира».
2 класс. Задачи.
Продолжая тему игрушек, кто-то принёс русскую расписную матрёшку. Теме русской национальной игрушки мы решили посвятить следующую исследовательскую работу, так как у детей возникло множество вопросов, на которые нам очень захотелось найти ответ. Русская матрёшка – это игрушка или сувенир? Когда и где впервые появилась матрёшка? Кто её придумал? Почему деревянную раскладную куклу так назвали? Что она символизирует? Почему на протяжении многих лет матрёшка остаётся популярной не только в России, но и за рубежом? В чём секрет этой популярности?
Первая группа подбирала, изучала литературу о матрёшке, работала в библиотеке.
Вторая группа искала информацию в интернете.
Третья группа собирала фото-информацию, иллюстрации.
Четвёртая группа проводила опрос, анкетирование учащихся класса и школы по заранее подготовленным вопросам.
Работа строилась по 7 принципам:
Праздник «Русские матрёшки».
Конкурс частушек.
Конкурс рисунков «Моя матрёшка».
Экскурсия в московский музей русской матрёшки.
Проведение экскурсии в школьном музее «Заветный ключ» для учащихся школы и воспитанников детского сада.
Работа в творческой мастерской: роспись матрёшки.
Вся исследовательская деятельность учащихся координируется педагогом и невозможна без помощи родителей. На последнем этапе работы весь собранный в группах материал был представлен учащимися. В процессе обсуждения выбрано главное по теме исследования, самое интересное, отвечающее на поставленные в начале работы вопросы. Отвечая на интересовавшие детей вопросы, изучив огромное количество литературы, мы создали работу, которая, я думаю, заинтересует многих детей, педагогов и родителей. Ведь без изучения, знания истинных народных ценностей невозможно воспитание настоящего гражданина, патриота своей страны, русского человека. Ребята представили свою работу на VI окружном фестивале традиционной народной культуры «Братина» и были награждены дипломом. А также, дипломом III степени IХ смотра-конкурса «Москва на пути к культур мира». В процессе исследования дети познакомились с историей русской матрёшки, сделали для себя много интересных открытий, узнали о видах традиционной росписи и получили ответы на все интересовавшие их вопросы.
Организация работы проходила по уже выработанному алгоритму. Я дала возможность детям самим распределиться по творческим группам и выбрать направление исследовательской деятельности группы. Организующая и направляющая роль педагога заключалась в незначительной корректировке и подсказках.
-принцип открытости;
- принцип привлекательности будущего дела;
- принцип деятельности;
- принцип свободы участия;
- принцип обратной связи;
- принцип сотворчества;
- принцип успешности.
Работа в творческой мастерской «Мастерим куклу-оберег».
Проведение экскурсии в школьном музее «Заветный ключ» по теме исследования для учащихся школы и воспитанников детского сада.
Экскурсия в московский музей народной игрушки «Забавушка».
Праздник «Здравствуй, Масленица!»
Классный час «Русские обрядовые куклы».
Интерес детей к самостоятельной исследовательской деятельности возрос. В настоящее время эта деятельность носит более осознанный характер, способствует активизации познавательных и творческих интересов детей. Дети узнали о старинных русских традициях, обрядах и с удовольствием рассказывали о них своим родителям, учащимся школы, представляя проект на школьной научно-практической конференции. Ребята стали лауреатами VII окружного фестиваля традиционной народной культуры «Братина».
В 4-ом классе мы продолжаем работу по организации проектной деятельности этнографической направленности. Тема исследовательской работы: «Старинные русские народные игры».
Задачи.
Система классных и внеклассных мероприятий.
Классный час « Новогодние русские народные игры».
Игровые часы «Играй с нами, играй, как мы…»
Спортивный праздник «Русские забавы».
Конкурс «Зимние постройки».
Формируя коллективистские качества, нравственность и ответственность детей по отношению к окружающему миру, классный руководитель вырабатывает и их взгляды на развитие России, её роль в мировом сообществе, помогает осознать коллективный характер созидания и защиты Родины. Моя задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость детей при знакомстве с героической историей нашей страны, развить чувство любви к Родине, чувство уважения к её защитникам, накопить эмоциональный опыт переживаний героических событий истории Отечества.
1.Чтение художественной литературы о защитниках Отечества. Самостоятельная художественная деятельность: пение песен, чтение стихов, оформление тематических выставок, выпуск стенгазет, конкурсы рисунков, оформление поздравительных открыток, поделок-подарков ветеранам.
2. Прослушивание музыкальных произведений и просмотр фильмов, слайдов о войне.
3. Возложение цветов к памятникам боевой славы, минута молчания, встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда.
4. Участие в концертной деятельности школьных ансамблей «Созвездие», «Забавушка» для ветеранов госпиталя в посёлке Голубое.
5. Создание мини-музея «Воинской доблести и славы» к 65-летию Победы.
6.Экскурсии в музеи г. Москвы и Зеленограда: «Мемориальный музей на Поклонной горе», музей «Бородинская панорама», «Музей истории города Москвы», «Музей космонавтики» и др.
7. Встречи с родителями – представителями военных профессий.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт с семьёй. При создании мини-музея «Воинской доблести и славы» родители учащихся приготовили экспонаты времён Великой Отечественной войны, познакомили детей с их историей, рассказывали о героическом прошлом своих родственников-ветеранов.
Семейные ценности.
«Характер и нравственное поведение –
это слепок характера родителей,
он развивается в ответ на их характер
и их поведение». (Э. Фромм)
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит семье. Такие нравственные понятия, как любовь и уважение к старшим, родителям, чувства понимания и сострадания, сочувствия, честности, правдивости, чувство стыда, безусловно, не даются ребёнку с рождения и не передаются по наследству, их надо воспитывать. Только дружная семья, которая сохраняет традиции, поддерживает связь поколений может привить маленькому ребёнку все эти качества личности. Неоспорим нравственный пример самих родителей. Л. Н. Толстой писал, что «невозможно воспитать человека добрым, если он живёт в обстановке злобы, подавления свободы». Нравственное воспитание должно строиться на принципах педагогики сотрудничества: понимании ребёнка, объяснении ему нравственных правил, любви к нему. Эту мысль я развиваю в беседах с родителями на собраниях.
1 класс.
«Папа, мама, я – дружная семья».
2 класс.
«Как научиться понимать ребёнка?»
«Стили семейного воспитания».
3 класс.
«Счастлив тот, кто счастлив дома».
4 класс.
«Разговор на трудную тему».
«Роль семьи в воспитании нравственных ценностей».
Я стараюсь сделать родителей своими единомышленниками, активными участниками организации воспитательного процесса в классе, а не пассивными наблюдателями его результатов. Важно пробудить у родителей интерес к чтению специальной педагогической и психологической литературы, увлечь их заботами класса. Поэтому, работа с родителями ведётся в двух направлениях:
В результате совместная деятельность педагога, учащихся и родителей в данном направлении позволила мне осуществить переход к новой педагогической альтернативе: от слушания и пассивного восприятия информации к действию и обретению не только новых знаний, но и пониманию истинных культурных ценностей, русских традиций, к осознанию каждым ребёнком своей принадлежности к родной русской культуре. Таким образом, проанализировав опыт организации проектно-исследовательской деятельности этногафической направленности, я могу утверждать о возможности формирования у младших школьников более осознанного подхода к пониманию истинных духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа, таких как: патриотизм, любовь к родине, культурные традиции. Использование групповой работы убедило в том, что сплочённость класса резко возросла, дети стали лучше понимать друг друга; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в коллективе, обществе, учатся строить своё поведение с учётом позиции других людей. Исследовательская работа спланирована и организована с учётом семи принципов, лежащих в основе моей воспитательной системы.
«Этнографическая направленность деятельности учителя начальных классов как основа духовно – нравственного становления личности»
10 10 2014
1 стр.
Программа реализации концепции воспитательной системы «Школа духовно – нравственного воспитания личности»
14 10 2014
3 стр.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс
01 10 2014
1 стр.
Обоснование необходимости решения проблемы духовно-нравственного воспитания программными методами
15 12 2014
1 стр.
Льности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса
23 09 2014
6 стр.
Круглый стол с педагогами «Об актуальности введения опк в школе, как одном из условий духовно-нравственного воспитания личности»
15 10 2014
1 стр.
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного российского образования
14 10 2014
1 стр.
Учителя начальных классов второй квалификационной категории
01 10 2014
4 стр.