Экономика сериясы Серия экономическая
Жылына 4 рет шығады Выходит 4 раза в год
Бас редактор: Б.А. Алибекова экономика ғылымдарының кандидаты, доцент
Радакция алқасы: А.Н. Доғалов (жауапты редактор)
Д.М. Мадиярова
С.Қ. Сураганова
Л. М. Сембиева
С.Е. Керімқұлов
Б.Н. Исабеков
М.М. Мухамбеков
Ж.С. Раимбеков
Р.А. Байжолова
С.Б. Макыш
Б.С. Толысбаев
О.В. Лашкарева
Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің баспасы
Мазмұны Содержание
Экономикалық теория
С.С. Тлеубердиева
Экономическое регулирование оплаты труда и трудовых отношений в Республике Казахстан. Зарубежный опыт……………………………..5
Экономика
А.К. Казыбаев
Основные пути повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия………………………..13
А.Т. Бисеков, А.К. Казыбаев
Приоритетные направления государственного регулирования развития продовольственного рынка……………………………………..23
С.К. Сураганова, М.М. Жумагельдинов
Спрос и предложение на продовольственном рынке Республики Казахстан……………………………………………………………….33
Р.К. Ниязбекова, Э.Е.Досмуратова, А. Абдраманкызы
Роль транспортно-логистических центров в экономическом и социальном развитии Республики Казахстан …………………………..44
А.М. Есиркепова, Ж.Т. Алиева, М.Т. Кальменова
Электронды үкімет жағдайында экономиканы мемлекеттік реттеудің шетел тәжірибесі
А.Б. Айдарова, Л.А. Джупарбекова
Оңтүстік Қазақстан облысының сыртқы саудасы мен экспорттық әлеуетінің қазіргі жағдайы және дамыту жолдары
Л.К. Мухамбетова, К.Т. Ауезова, Ш.И. Каркинбаева
Эволюция теории инноваций и инновационное развитие в условиях усиления глобальной конкуренции
П.А. Садықова, А.Қ. Болысбек, Н.С. Досмағанбетов
Экономикаға «жасыл» инвестиция салу туралы кейбір мәселелер
Н.С. Гичиев
Факторы экономического роста в условиях глобализации мировой экономики: теоретический аспект
А.Н. Догалов, В.В. Акимов, К.Б. Жуманазаров
Научные основы государственного земельного кадастра
S. E. Kerimkulov, B. A. Zhumataeva
Measuring of cyclic movement of retail and food services sales of the USA: 1992-2012
У.Л. Искаков, Т.В. Садвакасов
Организационно-правовые формы в повышении эффективности общественного производства
Г.К. Амренова, А.Ж.Жунусова, Г.О. Шерова
Ақпараттық қоғам - өркениетті ел негізі
Ғ.Қ.Амренова
Қазақстанның индустриялды – инновациялық саясаты
Д.Т. Джузбаева
Государственные меры по регулированию нефтегазового сектора
Қаржы
Р.К. Берстембаева
Проблемы совершенствования системы государственного финансового контроля в Казахстане
Г.С. Кодашева
Особенности развития банковской системы в Швейцарии
Н.М. Шыныбекова, С.Н. Иманбаева
Анализ состояния ипотечногобанковского кредитования в Республике Казахстан
О. Лашкарев
Перспективы развития ипотечного кредитования в Республике Казахстан
Н. Алибекова
Направления и механизмы оптимизации депозитной политики коммерческих банков в современных условиях
С. С. Байгуттиев
Основные проблемы и перспективы развития безналичных форм расчетов в Кыргызской Республике
С. С. Байгуттиев, Э.М. Чукуева, Н.А. Асанова
Современные тенденции развития банковской системы Кыргызской Республики.
Туризм
С.К. Сураганова, М.Х. Габдуллина
Основные направления развития туристского кластера в Туркестане
А.Е. Жансагимова
Состояние рынка туристических услуг в экономике РК
Біздің авторлармыз Наши авторы....................................................................................................
Summaries……………………………………………………………
Хабаршы № 4∙ 2012 Вестник
«Экономикалық теория»
«Экономическая теория»
С.С.ТЛЕУБЕРДИЕВА
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ.
Среди различных методов государственного регулирования доходов населения важное место занимают законодательные методы.
Они включают, с одной стороны, разработку, а с другой - реализацию на практике нормативной основы политики доходов.
В конкретных законах закладываются основы мероприятий по финансированию программ снижения бедности, помощи определенным категориям населения, территориям, профессиональным группам работников. К ним относятся: ежегодные законы о республиканском бюджете, о внебюджетных фондах, о бюджетах конкретных регионов, о местных бюджетах. Все экономические методы воздействия на доходы населения (определение минимального размера оплаты труда, налоговых ставок и налогооблагаемой базы, видов налогов и т.п.) применяются только после того, как они заложены в законодательстве.
Первичным моментом регулирования доходов можно считать создание нормативной основы воздействия на зарплату, предпринимательскую прибыль, рентные и процентные выплаты населению. Для современной практики характерно создание законов и иных актов на различных уровнях - от локальных (рамки отдельно взятого предприятия) до международных. Последние оказывают на национальную политику доходов все большее и большее воздействие. Объектом международно-правового регулирования является в первую очередь такая разновидность доходов, как заработная плата.
Проблема законодательной регламентации уровня доходов на международном уровне состоит в том, что реализация принятых актов напрямую затруднена. Акты принимаются международными организациями, но реальное воплощение в жизнь их положений возможно только на государственном уровне или на уровне региональных объединений. Страны, не подписавшие Конвенции и Рекомендации МОТ, могут не применять положения данных актов. Для государств, подписавших эти акты, содержится оговорка - по мере создания социально-экономических условий для их реализации. Но даже по отношению к странам, которые имеют необходимые условия для реализации, подписавшим и не соблюдающим установленные правила, не могут быть применены эффективные меры воздействия
. Зарубежный опыт показывает, что многие страны устанавливают часовой минимум оплаты труда, либо и часовой, и месячный минимальный размер оплаты труда. Например, в Канаде, Франции, США законодательно установлена минимальная часовая оплата труда. В Чехии, Венгрии, Японии, Нидерландах законодательно установлена минимальная часовая и минимальная месячная оплата труда. Так же целесообразно принципиально поменять подход к установлению величины заработка. Зарплата должна зависеть от таких факторов, как объем работы, диапазон профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, уровень образования и квалификации конкретного работника. Для каждой из квалификационных групп можно предложить установить базовый оклад. Остальное будут регулировать повышающие коэффициенты двух видов: компенсационные и стимулирующие.
Введение такой системы расчета зарплаты предполагает ее рост. Это следует из нового подхода к формированию заработков. Вместе с тем, если в качестве ориентира для уровня будущих зарплат будут использованы нынешние бюджетные ассигнования, необходимо представлять, что суммы эти примерно одинаковы для всех государственных бюджетных учреждений в расчете на одного занятого.
При этом существенно повысится самостоятельность руководителей бюджетных учреждений. Данная система будет направлена на максимум самостоятельности руководителей бюджетных организаций, поскольку не будет ни жесткой тарифной сетки, ни нормативного утверждения штатного расписания в организации. Руководитель организации в этих условиях сам сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников. Наряду с этим необходимо учитывать, что основные положения новых систем оплаты труда будут достаточно жестко регламентированы. В частности, Министерству труда и социальной защиты Республики Казахстан необходимо было бы разработать целый ряд документов, определяющих содержание новых систем оплаты труда:
- утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных бюджетных учреждениях и организациях;
- утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных государственных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;
- внести предложения по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;
- разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда.
Новая схема оплаты для работников государственных бюджетных учреждений и организаций - это не окончательный, а очередной шаг в реформировании оплаты труда работников бюджетной сферы. Последующие действия должны быть направлены на окончательный перевод систем оплаты труда по новым правилам на региональном и на муниципальном уровнях. Необходимо эту работу активизировать и в областях. Важно также принять закон об индексации часового МРОТ, предусмотрев в нем не только периодичность повышения заработной платы, но и включение еще одного элемента в механизме индексации, учитывающего зависимость от динамики средней заработной платы (СЗП). Если СЗП растет быстрее, чем растут потребительские цены, то целесообразно проводить доиндексацию в размере, скажем, не менее 60% от величины превышения. Например, цены за квартал (или полугодие, в зависимости от периодичности индексации или ее порога) выросли на 2%, а СЗП - на 7%. Тогда на 2% индексируем часовой МРОТ в соответствии с ростом потребительских цен и дополнительно еще на 3% ((7 - 2) х 0,6) с учетом роста СЗП. Аналогичный механизм должен применяться и к индексации месячного МРОТ. В условиях, когда доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте существенно ниже, чем в развитых странах, в то время, когда остро стоит вопрос о сохранении и развитии кадрового потенциала в образовании, здравоохранении и науке, как основе создания условий для достойного труда, перехода к экономике знаний и ускорения темпов роста экономики, можно считать экономически и социально обоснованной политику на обеспечение опережающих темпов роста заработной платы над производительностью труда.
Есть и другие резервы роста заработной платы, прежде всего, низкооплачиваемых категорий работников. Переход к прогрессивной шкале налогообложения индивидуальных доходов позволит увеличить отчисления в республиканский бюджет и повысить заработную плату работников бюджетной сферы.
Мы считаем, что прогрессивная шкала налогообложения должна быть построена таким образом, чтобы умеренный налог платили лица, которых можно отнести в Казахстане к среднему классу, имеющие доход ниже прожиточного минимума должны освобождаться от уплаты налога, для лиц же с высокими доходами целесообразно установить налоговую ставку не менее 30 процентов от получаемого дохода.
Если рассматривать налогообложение физических лиц центральным правительством, то в Бельгии ставки колеблются от 25 до 55%, в Дании - от 22 до 40%, во Франции - от 5 до 57%, в Германии - от 19 до 53%, в Греции - от 18 до 50%, в Италии - от 10 до 50%, в Люксембурге - от 10 до 51%, в Великобритании - от 25 до 40%, в Испании - от 25 до 56%, в Голландии - от 35 до 60%, в Ирландии - от 29 до 52% и т.д. Такое законодательное установление позволяет существенным образом перераспределить доходы в обществе. Данный опыт экономически развитых государств мог бы пригодиться и в нашей стране. В развитых странах используется несколько вариантов соответствующей политики. Основные различия при исчислении налоговых обязательств физических лиц по подоходному налогообложению в развитых странах заключаются в следующем: - расчет совокупного годового дохода, скорректированного валового дохода и налогооблагаемого дохода имеет свои особенности, существуют важные, а иногда и принципиальные различия в правилах по определению источников доходов; - состав дохода, включаемого в совокупный годовой доход, отличается своей спецификой часто не только в одной стране, но и на региональном (земельном, провинциальном, штатном) уровне. Последнее особенно характерно для стран с федеративным и конфедеративным устройством. Для налогоплательщика также большое значение может приобретать специфика определения момента получения дохода; - имеются различия при определении категории «объект налогообложения», т.е. объектом может выступать доход каждого члена семьи в отдельности или может применяться совокупное налогообложение дохода всей семьи как единого целого. Отдельные виды доходов могут быть самостоятельными объектами налогообложения; - наиболее многообразен состав и характер налоговых зачетов, вычетов и льгот, применяемых при расчете величины налогооблагаемого дохода, определении величины налогового оклада или окончательных обязательств налогоплательщика; - отмечаются существенные различия как в системах построения шкалы обложения подоходными налогами, так и в уровне минимальных, стандартных (средних) и максимальных ставок; - значительным разнообразием характеризуются правила, регламентирующие налогообложение иностранных граждан, осуществляющих деятельность в стране, а также системы налогообложения граждан, длительное время работающих за рубежом и получающих доходы из иностранных источников. Правила, регламентирующие применение иностранного налогового кредита для принятия инвестиционных решений физическим лицом, могут иметь не менее важное значение, чем общий уровень налогообложения в той или иной стране. В Законе Республики Казахстан
о республиканском бюджете на 2012-2014 годы с 1 января 2012 года минимальный размер заработной платы установлен в размере 17 439 тенге,
размер государственной базовой пенсионной выплаты - 8 720 тенге, минимальный размер пенсии - 17 491 тенге, месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан - 1 618 тенге, величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат - 17 439 тенге. В Республике Казахстан регулирование трудовых отношений, в том числе в сфере оплаты труда, осуществляется Трудовым кодексом, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Согласно Конституции Республики Казахстан, в стране высшей ценностью является человек, его жизнь, права и свободы, каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Согласно статье 23 Трудовому кодексу работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату ему зарплаты в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. А работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам зарплату в сроки, установленные ТК РК, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. День выплаты заработной платы должен быть установлен правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным или трудовым договорами. Зарплата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный им счет в банке. Это означает, что в день выплаты работодатель обязан обеспечить либо возможность получения работником наличных денег в месте выполнения работ (например, в кассе предприятия), либо поступление денежных средств на банковский счет работника. Работодатель должен учитывать, что перечисление денег на счет может занимать более одного дня, поэтому лучше сделать это заранее. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата зарплаты производится накануне этого дня, а оплата отпуска — не позднее, чем за три дня до его начала. Обязанность работодателя своевременно выплатить зарплату можно считать выполненной, если в установленный день выплаты работнику обеспечена реальная возможность тем или иным способом получить деньги в свое распоряжение (наличными в кассе, в банкомате, в отделении банка и т.п.). В противном случае возникает задержка зарплаты. Если работодатель своевременно не выплатил работникам причитающуюся им зарплату или иные денежные суммы (отпускные, выходные пособия при увольнении и т.п.), он несет ответственность за свои противоправные действия. Общие основания для привлечения работодателя и (или) его представителей к ответственности установлены в Кодексе Республики Казахстан об Административных правонарушениях. За невыплату зарплаты в срок законодательство предусматривает виды ответственности, такие как административная и даже уголовная. Работодатель, допустивший нарушение установленного срока выплат, обязан выплатить задолженность и пеню. Размер пени рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан на день исполнения обязательств по выплате заработной платы и начисляется за каждый просроченный календарный день, начиная со следующего дня, когда выплаты должны быть произведены, и заканчивается днем выплаты. Работники и профсоюзы должны использовать возможность и добиваться установления справедливого размера компенсации, обеспечивающего сглаживание возникших для работника неблагоприятных последствий задержки зарплаты. Административная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства (в том числе за нарушение положений ТК о сроках выплаты зарплаты) установлена в Кодексе об административных правонарушениях РК. Действующее законодательство предусматривает и уголовную ответственность руководителей за невыплату зарплаты и иных выплат согласно ст. 148 ч. 3 УК РК. Основными способами защиты трудовых прав и свобод (в том числе права на своевременное получение зарплаты) являются: защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита. Защита профсоюзами права работников на своевременное получение зарплаты может осуществляться в различных формах. Профорганы вправе реагировать на нарушение работодателем сроков выплаты зарплаты путем обращения в контролирующие органы, прежде всего в государственную инспекцию труда, в прокуратуру, а также в судебные органы. Профсоюзы вправе направлять работодателям требования об устранении имеющихся нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективных договоров и соглашений; работодатели же обязаны в недельный срок со дня получения таких требований сообщить о результатах их рассмотрения и принятых мерах в соответствующий профорган. Таким образом,
одной из форм правозащитной деятельности профсоюзов является оказание ими юридической помощи работникам. В случае задержки зарплаты работник может обратиться в профорган за разъяснением своих прав и, если требуется, получить помощь в составлении уведомления работодателю о приостановке работы, искового заявления в суд или других необходимых документов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Конституция Республики Казахстан.
-
Трудовой Кодекс Республики Казахстан от 27 мая 2007 года.
-
Закон Республики Казахстан «О Республиканском бюджете за 2012-2014 годы».
-
www.stat.kz
-
Миронов В.С. «Бедность - не порок? Это болезнь государства. И лечить ее надо безотлагательно» // www.mironov.ru/.
Хабаршы № 4∙ 2012 Вестник
Экономика
А.К.
КАЗЫБАЕВ
ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
Производство конкурентоспособной продукции аграрной сферы является приоритетным направлением в обеспечении эффективного устойчивого развития экономики отраслей и хозяйствующих субъектов; насыщении внутреннего рынка доступным для всех групп населения высококачественным продовольствием, а промышленности – сырьем, обеспечении продовольственной безопасности страны и расширении экспортного потенциала.
Конкуренция побуждает к учету потребностей рынка и порождает среди товаропроизводителей или приспособленческое поведение, связанное с модернизацией производства только потому, что этим занимается конкурент, или обеспечивающее поведение, которое стабилизирует их позиции на рынке на длительную перспективу, или новаторское поведение, обусловливающее экономическую победу товаропроизводителя над конкурентом за счет инноваций. При этом существует прямая зависимость влияния уровня конкурентоспособности продукции на эффективность производства поскольку:
-
конкурентоспособная продукция в более полной мере удовлетворяет потребности в ней и всегда находит рынок сбыта;
-
конкурентоспособная продукция обеспечивает постоянную финансовую стабильность предприятия, а также получение им максимально возможной прибыли.
На мировом рынке основным критерием конкурентоспособности того или иного продукта является соотношение «цена : качество», то есть, чем меньше стоит единица полезности продукции для потребителя (единица качества), тем более конкурентоспособна продукция. Очевидно, что для обеспечения конкурентоспособности продукции должны быть в полной мере использованы как резервы снижения (удержания на действующем уровне) цены, так и резервы повышения качества.
При этом опыт развитых стран показывает, что значительное влияние на рост конкурентоспособности оказывают правительства. Их влияние осуществляется за счет:
-
снижения издержек производства продукции (компенсация части затрат на производство путем дифференциации налоговых и процентных ставок, введения налоговых и кредитных льгот, субсидирования производства и экспорта);
-
повышения качества товара (стандарты и технические условия, управление качеством на основе международных стандартов серии ИСО 9000);
-
регулирования цен и доходов (механизм формирования цен на средства производства и сельскохозяйственную продукцию: индикативные, залоговые, целевые, гарантированные, пороговые цены);
-
программ расширения спроса на производимую продукцию (государственное субсидирование и административное содействие экспорту, программы продовольственной помощи внутри страны, «Продовольствие ради мира» и др.);
-
регулирования таможенно-тарифной политики, квотирования и лицензирования экспортно-импортных операций.
Таким образом проблема конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия является многофакторной (рисунок 1).
В настоящее время отмечается недостаточный уровень специализации и концентрации производства, высокая степень морального и физического износа основного капитала, отсутствие свободных инвестиций у большинства предпринимателей и сельского населения, применяются методы хозяйствования, ориентированные на увеличение количественных и стоимостных показателей, формирующих высокие издержки и недостаточную продуктивность производства. Поэтому большое значение для формирования конкурентного преимущества имеет специализация производства, размещение его в тех регионах, где имеются дешевые или уникально высококачественные факторы, важные при конкуренции в конкретной отрасли, позволяющие наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки, создать в регионе размещения более доступную и точную информационную базу о
Рисунок 1 – Основные пути повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия
потребностях в товарах и технологиях. По нашим расчетам, издержки производства в специализированных зонах ниже на 10-12%.
С целью интенсификации отрасли без значительного роста издержек производства, учитывая, что основная масса продукции производится в мелкотоварных хозяйствах, ключевым направлением является формирование крупного и среднего интенсивного специализированного производства. Однако, как показывают тенденции, в ближайшей перспективе (2015 г.) этот процесс будет происходить медленно, и доля крупнотоварного производства по отдельным видам предположительно будет колебаться от 10 до 35%. Исключение составит зерно и мясо птицы, сосредоточенные производства которых в крупных хозяйствах может достигнуть 85-90%.
Опыт развитых стран показывает, что влияние правительства на этот фактор выражается в компенсации части затрат на производство путем дифференциации налоговых ставок, введения налоговых и кредитных льгот, субсидирования. В США кредитная база в совокупных затратах сельского хозяйства составляет до 70%, Англии и Германии - до 50%, при этом льготы по кредиту реализуются в виде компенсационных платежей по процентам коммерческих банков, ценных бумаг, служащих залогом при получении ссуд из федеральных кредитных средств, долговых обязательств, процент по которым не облагается налогом, и ряда других [1].
В целом в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции уровень всех видов государственной поддержки составляет в развитых странах - 40 и более процентов, на 1 га пашни в США – 107 долл., Европе -855, Швейцарии – 4214, Японии - 10671 долларов. Практически во всех странах центральной и восточной Европы сельскохозяйственное кредитование осуществляется по льготным процентным ставкам. Например, Чехия, Венгрия субсидируют 50% основного долга и процентных ставок по сезонным и долгосрочным кредитам. В Румынии эти субсидии доходят до 60%, Словакии и Польше - до 80% [2].
Специализация и интенсификация производства обеспечит его прирост при более низких затратах и позволит сформировать основу высококонкурентоспособного производства, имеющего качественные и ценовые преимущества на внутреннем и внешнем рынках. По мере создания технологических и экономических условий развития интенсивного производства потребуется государственное регулирование процессами ускоренной концентрации, перевооружения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
Для стимулирования специализации и интенсификации предполагается определение для каждого района республики перечня развития приоритетных отраслей, согласно которому будет осуществляться селективная государственная поддержка (то есть государственные средства должны направляться для стимулирования специализированного производства в специализированных регионах) и устанавливаться льготный режим кредитования, или субсидирование банковского вознаграждения по кредитам банков второго уровня, выдаваемым сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям для пополнения их оборотных средств и лизинга оборудования.
Значительное влияние на формирование конкурентоспособности производства оказывает создание товаропроводящей системы. Различные ее узлы выполняют следующие функции:
-
торгово-закупочные пункты (сбытовые кооперативы) – закупка продукции у мелкотоварных субъектов, формирование товарных партий продукции, первичная сортировка и подработка, реализация продукции в оптовое звено системы;
-
оптовые продовольственные рынки – концентрация спроса и предложения, предоставление свободного выхода на покупателя, экспертиза, ускорение товародвижения, определение реальной рыночной цены, услуги по реализации;
-
товарные биржи - установление реальной цены на биржевой товар, проведение котировок цен и публикация оперативных ценовых обзоров; осуществление форвардных, фьючерсных торгов, в том числе межрегиональных и международных;
-
распределительные центры (торгово-логистические терминалы) – анализ спроса и предложения на рынке, формирование заявок на продажу и покупку товаров, кратковременное хранение и предпродажная подготовка товаров, оптимальная организация товаропотоков, сертификационное и таможенное оформление грузов.
Ценообразование в рамках товаропроводящей системы будет более обоснованным и «прозрачным», поскольку получаемая достоверная информация о закупочных ценах оптовиков у производителей или зарубежных поставщиков дает возможность выявить оптовую наценку на реализуемые товары в мелкооптовой и розничной торговле и определить реальные доходы торговых предприятий. Расчеты показывают, в такой системе доля посреднических структур может снизиться в 1,5-2,5 раза, что в свою очередь приведет к перераспределению добавочной стоимости в пользу сельскохозяйственного товаропроизводителя, позволит получить средства для интенсификации производства и, в конечном счете, повысить конкурентоспособность продукции.
На сегодня в республике транспортная составляющая превратилась в серьезное препятствие на пути развития специализированных зон, поскольку перевозки на дальнее расстояние делают продукцию не конкурентоспособной в регионах потребления. Потребители ориентируются на близких поставщиков или на более дешевые импортные товары, пренебрегая качеством продукции. При этом следует отметить, что высокая стоимость перевозок (в 1,5-2 раза выше, чем в странах ЕС), низкая плотность транспортной сети (совокупная протяженность железных и автомобильных дорог составляет 37 м на кв. км территории страны) и невысокое качество дорог затрудняют организацию товаропотоков на межрегиональном и международном уровнях. С другой стороны, стоимость транспортных тарифов продолжает увеличиваться, по темпам превышая рост цен на сельскохозяйственную продукцию.
В аналогичных условиях зарубежные страны практикуют транспортные дотации на перевозку сельскохозяйственной продукции и продовольствия на большие расстояния. Так, например, в Австралии, Аргентине, Канаде, США, ЮАР при перевозке сельхозпродуктов к морским портам размер государственной дотации превышает на 35% тарифную цену; в странах Южной Европы этот показатель не ниже 25%, а в государствах Юго-Восточной Азии – почти 40% [3].
В Канаде до недавнего времени значительные средства затрачивались на субсидирование хранения и транспортировку зерна из степных провинций в пункты экспорта на западном и восточном побережьях (до 20 долл./т). Однако в 1995 г. вместо них было единовременно выделено 1,6 млрд. долл. землевладельцам и создан адаптационный фонд в размере 300 млн. долл. для развития перерабатывающих предприятий в сельской местности и инфраструктуры села [4].
Поэтому предполагается, что снижению издержек производства и реализации продукции должно способствовать субсидирование перемещения продукции по территории республики и за рубеж. Это приведет к созданию условий для расширения рынков сбыта сельхозпродукции и частичного импортозамещения продовольствия. Расчеты показывают, что субсидии должны составить 20-30% от действующих транспортных тарифов.
Значительную проблему представляет качество продукции, поступающей на рынок. По несоответствию стандартам ежегодно уничтожается организациями СЭС РК 350-630 тонн продовольствия. При чем на долю продукции отечественных товаропроизводителей приходится от 55 до 87% забракованной продукции.
Это связано с действием в сфере АПК свыше 2 тыс. стандартов и технических условий. В области переработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности действуют 1115 стандартов, в том числе 1026 межгосударственных (ГОСТ) и 89 национальных стандартов (СТ РК). Из общего количества действующих на территории Республики Казахстан стандартов гармонизированы с международными стандартами 61 ГОСТ (5,5 %) и ни одного отечественного СТ РК.
Зарубежные же специалисты по управлению конкурентоспособностью продукции считают, что ее уровень на 70-80 % зависит от качества товара. И если в 60-е годы прошлого века американские компании ставили управление качеством на пятое по значению место среди 12 маркетинговых факторов, то с 1990 г. – на первое, поскольку повышение потребительских свойств товара способствует одновременному росту величины спроса, объема продаж, повышению цены реализации, снижению себестоимости и за счет них росту доходности товаропроизводителей. Производство высококачественной продукции – это наименее затратный вариант устойчивого развития любой отрасли. Поэтому необходимы гармонизация национальных стандартов с международными стандартами качества в соответствии с требованиями ИСО и ХАСПП, содействие переходу предприятий на международную систему менеджмента качества на базе международных стандартов, ускорение ее внедрения на предприятиях, занимающихся производством, хранением и переработкой, установив для них льготный режим налогообложения и кредитования. Кроме того необходима более значительная дифференциация цен на продовольствие в зависимости от качества.
Особая роль в росте конкурентоспособности продукции отводится совершенствованию механизма формирования цен, поскольку именно они позволяют соизмерить затраты общественного труда, обеспечить эквивалентность обмена, стимулировать производство, регулировать соотношение спроса и предложения.
В настоящее время в ценовой цепи «производство - реализация - переработка» наблюдается большой разрыв между ценой предложения (ценой товаропроизводителя) и ценой приобретения продукции перерабатывающими предприятиями и потребителями, что связано с наличием в товародвижении избыточного количества торгово-посреднических звеньев, высокими затратами на транспортировку, хранение. Все это влияет на повышение цены на конечную продукцию и способствует оседанию прибыли в сфере обращения, действующий же экономический механизм не направлен на снижение цены конечной продукции.
Тем не менее, мировая практика свидетельствует, что в большинстве стран применяются различные ценовые системы поддержки и защиты сельскохозяйственного товаропроизводителя. Например, в США уровень целевых цен на сельскохозяйственную продукцию используется как расчетная величина с учетом возмещения затрат (включая среднюю норму дохода на фермерский капитал и расчетную земельную ренту) и получения дохода свыше средней нормы.
В ЕС исполнительными структурами ежегодно формируется система рыночных цен поддержки на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. Уровень минимальной цены (цены вмешательства) устанавливают с целью гарантирования минимально необходимого дохода товаропроизводителя, целевая цена (верхний предел цены) - для защиты товаропроизводителя от ценовой конкуренции мирового рынка, пороговая цена (единая цена для стран ЕС) определяется на основе целевой цены и таможенных тарифов и т.д.
В США выплаты фермерам только для поддержки цен составляют примерно 17 млрд. долл. в год, а в целом государственные дотации американским фермерам выражаются в сумме 60 млрд. долларов. Причем помощь сельским производителям из года в год нарастает. Европейский фермер за счет рыночных цен получает лишь часть доходов, а остальные доплачиваются государством. Так в Австрии уровень государственной поддержки сельского хозяйства к стоимости продукции составляет 44%, Финляндии – 72, Швеции – 47, Швейцарии -76% .
Исходя из вышеизложенного, необходимо использовать механизм государственных гарантированных цен, позволяющий сблизить цены предложения товаропроизводителя и цены фактической реализации продукции. Система гарантированных цен может быть дифференцирована не только в зависимости от качества, но и видов продукции, и методики расчета:
-
ориентировочные цены, устанавливаемые государством на сельскохозяйственный год, исходя из нормативов общественно необходимых издержек на производство продукции в товарных регионах и ссудного процента, действующего в данный период. Они могут оказать решающее воздействие на развитие продуктовых рынков (рекомендуются как минимальные цены для заключения контрактов сельских товаропроизводителей с оптовыми покупателями овощей, мяса КРС и овец);
-
базисные цены определяются, исходя из фактических затрат за последние 2-3 года. Применяются при реализации плодов, мяса свиней и молока. Они, как и ориентировочные цены, создают условия для расширенного воспроизводства, стимулируют создание и развитие эффективных специализированных товарных хозяйств с более низкими по сравнению со средне необходимыми издержками производства. При этом в молочном производстве данные цены предлагается дифференцировать в зависимости от использования продукции (молоко питьевое и для промышленной переработки т.д.);
-
шлюзовые (пороговые) цены имеют иное назначение по уровню они ниже рыночных и призваны предотвращать их резкое падение на национальном рынке в случае его перенасыщения, для этого импорт ниже пороговой цены не допускается. Они устанавливаются, исходя из конъюнктуры внутреннего рынка и применяются для его защиты от поставок продукции по демпинговым ценам. На основе этих цен, служащих для ориентировки производителей и покупателей продукции птицеводства, формируются другие виды цен.
Гарантированные цены для товаропроизводителя - это выход из неблагоприятной рыночной конъюнктуры, они могут быть как реальными ценами реализации, так и ценами-индикаторами (ценами-сигналами). В случае, когда рыночная цена в зоне контроля приближается к минимальному уровню, требуется государственное вмешательство. Кроме того, гарантированные государственные цены позволяют решить еще несколько задач:
-
достижение стабилизации цен методом установления пределов их колебаний;
-
удержание цен на уровне, обеспечивающем товаропроизводителю условия для воспроизводства;
-
регулирование объемов и структуры производства, формирование специализированных зон.
Данная система цен может послужить основой в процессе заключения контрактов, определяющих хозяйственные отношения между сельскохозяйственным предприятием и промышленной или торговой фирмой, закупающей его продукцию.
Поскольку проблема конкурентоспособности аграрной экономики является многофакторной, то она должна решаться по многим направлениям одновременно. При этом «…ведущая к успеху политика правительства – это та политика, которая создает среду, в которой компании могут достигать конкурентных преимуществ, а не та, при которой правительство непосредственно вовлекается в сам процесс»[5].
В целом все направления должны способствовать формированию качественно нового типа технологического и хозяйственного уклада, в котором роль главного производственного ресурса будут играть информация и инновации, поскольку в развитых странах экономика во все большей степени трансформируется в «экономику знаний», использование которых и обеспечивает национальную конкурентоспособность.
Кроме того, одной из действенных мер по снижению затрат на промышленную переработку выступает развитие международной конкуренции, ориентирующей на высокое качество при более низких затратах и цене. Для использования комплекса мер по насыщению национального рынка продовольствием и повышению конкурентоспособности отечественного товара, необходима целевая финансовая поддержка государства.
Таким образом, проблема конкурентоспособности аграрного сектора, являясь многофакторной должна решаться по нескольким приоритетным направлениям одновременно: внедрение интенсивных технологий, развитие и углубление процесса концентрации и специализации производства, совершенствование системы сбыта через развитие институциональных элементов товаропроводящей сети, внедрение механизма ценового регулирования и государственной поддержки.
следующая страница>