Перейти на главную страницу
Однако широчайшая известность сусанинского подвига сочетается с некоторой неясностью.
Существует несколько версий подвига Сусанина, спасшего от поляков Михаила Романова, избранного на царство 21 февраля 1613 года Земским собором. Сам Михаил на соборе не присутствовал, еще в период первых штурмов Москвы народным ополчением в 1612 году он был выпущен поляками из Кремля и с матерью уехал в свою вотчину, село Домнино, что примерно в 70 верстах от Костромы. По преданию, 8 марта 1613 года поляки попытались захватить молодого царя, для чего направили в Домнино отряд. Дальше начинаются различные варианты версий. Приведу наиболее часто встречающиеся.
По одной из версий, Михаил жил в Домнине под присмотром старосты Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина. Узнав от верных людей о приближении поляков, Сусанин спрятал Михаила в ямнике сгоревшего овина, а сам вызвался идти проводником. Завел поляков в болото, где был убит ими после пыток. За это время Михаила успели перевезти в Ипатьевский монастырь.
По другой версии, поляки прихватили Сусанина на дороге (несколько вариантов с указанием разных мест) и заставили вести их в Домнино. Сусанин завел их в болото, а верного человека послал предупредить Михаила, который смог укрыться в Ипатьевском монастыре.
Концовка этой драмы тоже трактуется по-разному. Поляки, зарубив Сусанина, долго выбирались из болота, что позволило Михаилу укрыться в неприступном для врага монастыре. Другой вариант – поляки на болоте пытали Сусанина, требуя вывести их из трясины. Он отказался и был убит. Враги же почти все тоже погибли в болоте, а тех, кто смог выбраться, убили крестьяне.
О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой.
Гибель Сусанина, картина XIX века.
Жизнь за царя. М. Хромолитография В.В. Васильева, 1886 г.
После этого шесть лет о подвиге Сусанина власти не вспоминали. В 1619 году зять погибшего старосты написал челобитную царю с подробным изложением подвига Сусанина и своих заслуг. «По совету и прошению матери» царь даровал Богдану Собинину и его потомкам земли в деревне Деревеньки Домнинской вотчины, статус белопашцев и освобождение от налогов и повинностей. В обельной грамоте, выданной Собинину, впервые была описана официальная интерпретация событий 1613 года: «Как мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом во 121 году (7121 г. от сотворения мира) были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры Литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками. А пытали у него, где в те поры мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси были, и он Иван ведал про нас Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех Польских и Литовских людей немерные пытки, про нас Великого Государя тем Польским и Литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и Польские и Литовские люди замучили его до смерти».
В последующем грамоты с практически аналогичным текстом еще несколько раз выдавались потомкам Сусанина по их челобитным для подтверждения привилегий. Впервые официальная версия с подробностями тех событий появляется в указе и грамоте, данной правнуку Сусанина в 1731 году, но упоминания болота и гибели поляков в ней нет: «…Польских и Литовских людей оный прадед его от села Домнина отвел и про него великого государя не сказал и за то они в селе Исуповке прадеда его пытали разными немерными пытками и, посадя на столб, изрубили в мелкие части».
Первые сомнения в официальной версии были высказаны еще в начале XIX века, когда на основе сведений, изложенных в указах 1731 и 1767 годов, появилось много произведений, воспевающих подвиг Сусанина. Но после того как по решению императора в Костроме установили величественный памятник Ивану Сусанину, сомневаться стало опасно.
В наше время некоторые историки рассматривают версию, что Сусанин погиб не от поляков, якобы посланных на поиски царя, а был убит одной из шаек «воровских казаков», промышлявших обыкновенным грабежом. В те времена по дорогам России подобных шаек слонялось немало, а грабежи и убийства были обыденным явлением. Можно предположить, что в 1619 году Собинин сам додумался или мудрые люди подсказали представить в челобитной гибель Сусанина как мученическую смерть за царя. Дело было практически беспроигрышное, так как мать Михаила Романова старосту из своей вотчины знала, и гибель Сусанина ради спасения её сына без должной награды оставить не могла. Но видимо в то время московские власти эту версию всерьез не воспринимали, так как достоверных свидетельств происшедшего не имел.
Подвиг, подобный Сусанинскому был не единичным в истории , с ним сравнивают поступок ремесленника Осипа Комиссарова, спасшего в 1866 году от покушения императора Александра II. Родное село Комиссарова, Молвитино (ныне пос. Сусанино), находится всего в 12 верстах от села Домнино — родины Сусанина.
Спустя 330 лет, во время Великой Отечественной войны в феврале 1942 года, подвиг Ивана Сусанина фактически повторил псковский крестьянин Матвей Кузьмин.
Глава III. Подвиг И.Сусанина в искусстве.
Хрестоматийный подвиг Ивана Сусанина получил отражение во всех видах искусства, кроме балета. Но достовернее он от этого не стал. Любопытно, что популяризировать его начали только в начале XIX века, через 200 лет после того, как он был совершен. Но обо всем по порядку.
Отечественная война 1812 года и после неё: Сусанин – герой Отечества
В 1812 году Россия словно вновь пережила события начала XVII века: значительная часть её была занята врагом, иноземцы вошли и в древнюю русскую столицу, вскоре охваченную грандиозным пожаром, зарево от которого по ночам было видно за сотни вёрст от Москвы.
Потрясения 1812 года и заграничный поход русской армии, завершенный победным вступлением в Париж, вызвали в России, как известно, национальный подъём, воздействие которого так или иначе ощущалось всю первую половину XIX века. Одним из важнейших последствий 1812 года было усиление интереса к героическим страницам нашей истории.
Пережитая война существенно повысила и значение образа Ивана Сусанина.
В июне 1815 года на полях под Ватерлоо закончилась война, бушевавшая в Европе столько лет, а уже 19 октября 1815 года в Петербурге – столице державы-победительницы – состоялась премьера оперы “Иван Сусанин”.
Автором музыки оперы был известный композитор Катарино Кавос (1776-1840), итальянец, уроженец Венеции, который после падения Венецианской республики, захваченной Наполеоном, приехал в 1798 году в Петербург.
Премьера “Ивана Сусанина” состоялась, как уже писалось, 19 октября 1815 года, и затем около двух десятилетий опера не сходила с российской сцены.
К сожалению, нам неизвестны её текст и музыка, мы знаем только то, что в этой опере, более похожей на водевиль, Сусанин не погибал, будучи спасённый русскими воинами (факт, показывающий насколько ещё не “отвердел” к тому времени сюжет о Сусанине, раз допускались такие вольности, немыслимые уже в самом ближайшем будущем).
Опера К. Кавоса окончательно сделала известным широкой публике имя костромского крестьянина.
Первое послевоенное десятилетие прославило имя Сусанина как бесспорного героя Отечества. В таковом качестве Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории.
На исходе первого послевоенного десятилетия, овеянного “вечной памятью двенадцатого года”, появилось литературное произведение о Сусанине, которому суждено было стать классическим.
В конце 1822 года в Петербурге вышел первый выпуск альманаха “Полярная звезда”, изданный А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым. В нём К.Ф. Рылеев опубликовал несколько своих дум, посвящённых героям русской истории, в их числе и думу “Иван Сусанин”. Автор её – Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826) – участник заграничного похода русской армии, один из руководителей Северного общества декабристов, принадлежал к старинному дворянскому роду, издавна связанному с костромской землёй. Дума К.Ф. Рылеева сыграла большую роль в популяризации имени Сусанина и в превращении его в один из символов русского патриотизма.
Кондратий Федорович Рылеев в думе “Иван Сусанин” показывает бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству.
Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. –
Убейте, замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит
Ни казни, ни смерти я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в “доброго царя”, с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле.
Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в “Думах” “национального, русского нет... ничего, кроме имен”, оговаривал: “исключаю “Ивана Сусанина”, первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант”.
В конце XIX века в Петербурге вышел роман П.Н. Полевого (1839-1902) “Избранник Божий”, посвящённый событиям начала XVII века и рассказывающий о судьбах Филарета Никитича, Марфы Ивановны и их сына Михаила. Среди героев романа был и Иван Сусанин. Роман П.Н. Полевого – литературоведа и писателя (сына Н.А. Полевого – автора пьесы “Костромские леса”, посвящённой Сусанину) – будучи, конечно, художественным произведением, в целом отражал общий уровень тогдашних представлений о подвиге Сусанина и, в свою очередь, сам оказывал известное влияние на представление общества об этом.
В деревню входят поляки и требуют от Сусанина, чтобы он вёл их в Домнино. Сусанин отвечает им, что до Домнина двадцать вёрст, но есть другая дорога в пять или шесть вёрст. Поляки дают Сусанину деньги, тот сажает их за еду, а сам тайком говорит внуку Васе: “Сейчас я уведу злодеев… И как уйдем, так становись на лыжи и в Домнино беги! Скажи боярыне, чтобы немедленно укрылась с сыном в Кострому…” Сусанин и поляки трогаются в путь.
“И в то время, когда паны направились к дверям, Сусанин обернулся к иконам и осенил себя широким крестом… Во взоре его, устремленном на божницу, горела непоколебимая решимость: он твердо знал, куда идет, что делает, – знал, что не вернется более под свой родимый кров”.
Создание оперы “Жизнь за царя”
Знаменитая опера об Иване Сусанине появилась на свет в результате стечения целого ряда обстоятельств. М.И. Глинка (1804-1857) – восходящая звезда отечественной музыки – именно в это время искал сюжет для русской оперы. В декабре 1834 года композитор стал посещать вечера у В.А. Жуковского – в то время поэт был воспитателем наследника престола Александра Николаевича. На одном из таких вечеров Глинка сообщил хозяину дома о своём желании написать русскую оперу. Позднее композитор вспоминал: “Жуковский искренне одобрил моё намерение и предложил мне сюжет “Ивана Сусанина”.
Работа над созданием оперы шла на протяжении всего 1835 и в первой половине 1836 годов. Первые репетиции её начались весной 1836 года в Александринском театре, важную роль при этом, как уже писалось, сыграл маститый Катарино Кавос, автор первой оперы о Сусанине. В ходе создания опера несколько раз меняла своё название. Первоначально самим композитором она была названа “Иван Сусанин”, но, по-видимому, это было рабочее название, под которым она не могла попасть на сцену, чтобы не создалось путаницы с оперой К. Кавоса. На завершающем этапе работы опера получила название “Смерть за царя”. Когда опера была закончена, М.И. Глинка обратился за позволением посвятить её Николаю I. Посвящение первой русской оперы на такой значимый и важный сюжет было благосклонно принято, и одновременно утверждён окончательный вариант её названия – “Жизнь за царя”.
Ф. И. Шаляпин в опере «Жизнь за царя», Мариинский театр, Петербург, 1900-е.
Опера в четырёх действиях (семи картинах) с эпилогом. Либретто написано бароном Г. Розеном, личным секретарём наследника, весьма посредственным поэтом, к тому же плохо владевшим русским языком. Существует текст С.М. Городецкого для современной постановки оперы под названием "Иван Сусанин".
Опера была написана в 1836 году. Первое представление состоялось 9 декабря 1836 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.
"Жизнь за царя" - первая классическая национальная русская опера. В ней Глинка сумел "...народный напев возвысить до трагедии". Произведение национально-самобытного искусства, совершеннейшего мастерства, опера "Жизнь за царя" явилась, по выражению П. И. Чайковского, "первой и лучшей русской оперой", которая стала высоким образцом и творческим мерилом для последующих поколений русских оперных композиторов-классиков.
Не менее важным событием этого времени, связанным с именем Сусанина, – после премьеры “Жизни за царя” – было сооружение Сусанину памятника в Костроме по проекту скульптора В. И. Демут-Малиновского: гранитная колонна на четырёхугольном пьедестале была увенчана бюстом юного царя, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии.
В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы, над съездом к Волге. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция примитивна: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину – патриоту земли русской». (Со времени представления проекта памятник критикуется как дисгармоничный облику центра Костромы.)
В художественном искусстве мы так же можем найти работы, посвящённые подвигу И.Сусанина: картина М.И.Скотти «Иван Сусанин» (1851)»
Центральная площадь Костромы называется Сусанинской (1835-1918, восст. в 1992 году). В различных населённых пунктах государств бывшего СССР имеются улицы Ивана Сусанина.
монета Банка России- Серия Искусство,225-летие Большого театра, Иван Сусанин, 3 рубля, реверс(2001г.)
- все опрошенные знаю или слышали об Иване Сусанине;
- 80 % опрошенных знают о подвиге, который он совершил;
- 15% хотели бы узнать побольше о нём;
- 20% считают этот подвиг вымыслом.
Я думаю, что для воспитания в молодом поколении патриотизма необходимо популяризировать подобные исторические явления.
Иван Сусанин для России уже давно стал патриотическим символом. Легенда о его смерти за царя живет самостоятельной жизнью. На месте предполагаемой гибели Сусанина установлен громадный камень.
Созданы туристические маршруты по местам его гибели. А временами в тех краях проводятся и театрализованные представления, воспроизводящие события 1613 года.
Закончить работу хотелось бы словами из речи Александра, архиепископа Костромского и Галичского:
«Иван Осипович Сусанин – это человек, который достоин памяти. Мы говорим о нем, чтобы и молодые люди, кто будет жить в 21 веке, кто родился уже в новом тысячелетии, знали, помнили об этом и воспитывали себя на конкретных примерах верности, преданности, безграничной отдачи сердца патриотическому деланию».
«Тот, кто не помнит своих предков, не знает себя...»
А.И. Никитин
Имя Иван Сусанин уже давно стало нарицательным. А жил ли он на самом деле? Или может это всего лишь персонаж народных баек и сказаний?
11 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
Танненберг Екатерина, 2001 г р., 10 лет, домра, 3 класс мбоудод «Детская школа искусств «Этнос» города Южно-Сахалинска», преп. Баранникова Елена Геннадьевна, конц. Плотникова Юлия
10 09 2014
1 стр.
13 09 2014
1 стр.
На основании приказов №57 – о от 01. 06. 2012 г., №60 – о от 07. 06. 2012 г., №72 – о от 07. 09. 2012, зачислены в число обучающихся муниципального образовательного учреждения допо
25 12 2014
1 стр.
Составитель: педагог дополнительного образования маоу дод «Детская школа искусств» Мотовилихинского района г. Перми Рангулова Г. Р
25 12 2014
1 стр.
В беловская школе создана и активно работает детская организация «шанс», что значит «Школа активных, находчивых, смекалистых.»
17 12 2014
1 стр.
Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Детская художественная школа» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан»
25 12 2014
1 стр.