Боевой путь калмыцких полков / У. Очиров // Известия Калмыкии. – 2011. – 10, 24 декабря. – С. 3.
Очиров, У. Боевой путь калмыцких полков / У. Очиров // Известия Калмыкии. – 2012. – 14, 21 января. – С. 3.
на калмыцком языке
-
Бадмин, Б. Хаврин айс: дуд, шүлгүд, поэм… / Б. Бадмин. – Элиста: АПП «Джангар», 2002. – 224 с.
-
Ончхан Җирhл. Һашута цаг. Шүлгүд. – Элст: Хальмг дегтрин hардач, 1959.
«”Инонациональное” в творчестве русских писателей XIX века: поволжские народы в Отечественной войне 1812 года»8
Материалы для краеведческого часа
(Слайд 1. Звучит торжественный марш «Славься» М. И. Глинки) Давайте попытаемся проанализировать изображение нерусских поволжских народов в Отечественной войне 1812 года в творчестве русских писателей – непосредственных участников исторических событий. В произведениях Д. В. Давыдова, Ф. Н. Глинки, В. А. Жуковского возникает этническое своеобразие нерусских народов и осознание России как «многоплеменного» Отечества.
Русская литература XIX века вводит в свой необъятный космос «инонациональное», изображая самобытность нерусских российских народов, создавая представление о «народах разноязычных», составляющих «Русскую землю».
В литературе XIX века традиционно отмечается разделение «Россия –Европа», «Восток – Запад», «русский – европеец», однако следует учитывать и явное «присутствие» инонациональных пластов жизни российского мира. Проблема изображения «инонационального» в русской литературе XIX века – одна из актуальных, значимых и недостаточно изученных.
Поволжье представляло собой большое смешение народов, «великий Ноев ковчег»: «Когда вы плывете по Волге средним плесом, то вам начинает казаться, что здесь собрались на свидание все народы Европы и Азии и все их боги, злые и добрые, со всеми чадами и домочадцами: великоросс, малоросс, татарин, чуваш, черемисин, мордвин, немец, еврей, персиянин, калмык. Христиане разных толков, последователи Будды, Магомета, грозного ветхозаветного Иеговы, Заратустры, первобытные язычники»9. Поволжские народы становились предметом как этнографического описания, так и художественно-публицистического изображения.
(Слайд 2) В творчестве писателей, принимавших непосредственное участие в Отечественной войне 1812 г., изображается не только русский народ, но и «иные племена». Тема участия нерусских поволжских народов – башкир, татар, тептярей, калмыков, чувашей – в Отечественной войне 1812 г. возникает в художественной литературе XIX века, в творчестве Д. В. Давыдова, К. Н. Батюшкова, Ф. Н. Глинки, В. А. Жуковского.
В. А. Жуковский
(1783-1852)
(Слайд 3) В. А. Жуковский в качестве ополченца, вместе со своим слугой калмыком Андреем, участвовал в ряде сражений во время Отечественной войны 1812 года. В одном из писем Жуковский писал: «Я... записался не для чина, не для креста... а потому, что в это время всякому должно быть военным, даже и не имея охоты». Эти события были отражены в его стихотворении «Певец в Кремле», славящем победу русского народа в Отечественной войне.
«… И грозно Русская земля
Встает гигантом брани!
Гремит ее призывный щит...
И, гневом мести рдея,
Войной Иртыш и Дон шумит.
Войной – скалы Рифея!
Калмык, башкир, черкес и финн
К знаменам побежали,
И все оградой из дружин
Кругом престола стали!..»
В стихотворении В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов», в отрывке, посвященном Платову и «вождям», косвенно упоминаются воины инородческих полков, которые, единственные из всех казачьих, были вооружены луками и стрелами:
«Хвала, наш Вихорь-атаман,
Вождь невредимых, Платов!
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов...
Летаешь страхом в тыл врагам,
Бедой им в уши свищешь;
Они лишь к лесу – ожил лес,
Деревья сыплют стрелы...10
Хвала бестрепетным вождям!..
Днем мчатся строй на строй...
Блистают смертью их мечи;
От стрел их нет спасенья...»11
Д. В. Давыдов
(1784- 1839)
(Слайд 4) Даровитый писатель и знаменитый партизан Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов в своих произведениях, описывающих Бородинское сражение, партизанскую войну и заграничные походы русской армии, упоминает о нерусских народах, участвующих в этих исторических событиях.
(Слайд 5) В прозаическом отрывке «Тильзит в 1807 году» Д. В. Давыдов отмечает участие уральцев, башкир, калмыков в заграничной компании: «В этот день, как будто для развлечения нас от неблагоприятных обстоятельств, прибыло в арьергард несколько башкирских полков, только что пришедших в армию. Вооруженные луками и стрелами, в вислоухих шапках, в каких-то кафтанах вроде халатов и на лошадях неуклюжих, малорослых и тупых, эти жалкие карикатуры удалых черкесских наездников присланы были в арьергард, – как нас уверяли тогда, – с намерением поселить в Наполеоне мысль о восстании на него всех народов, подвластных России, и тем устрашить его. Но то ли было время, чтобы морочить людей фантасмагориями, – еще менее такого положительного человека, каков был Наполеон? Не народы невежественные и дикие, а триста тысяч резервного, регулярного войска, стоящего на границе с примкнутыми штыками и под начальством полководца, знающего свое дело, предприимчивого и решительного, – вот что тогда могло устрашить Наполеона. Я не спорю, что при вторжении в какое-либо европейское государство регулярной армии нашей, восторжествовавшей уже несколько раз над войсками этого государства, – я не спорю, что тучи уральцев, калмыков, башкирцев, ринутых в объезд и в тыл неприятельским войскам, умножат ужас вторжения. Их многолюдство, их наружность, их обычаи, их необузданность, приводя на память гуннов и Аттилу, сильно потрясут европейское воображение и, что еще не менее полезно, вместе с воображением и съестные и военные запасы противной армии»12.
После поражения русских под Фридландом и отступления к Неману присланные башкирские полки уже не могли изменить сложившуюся военную ситуацию: «Как было уверять себя в успехе, противопоставляя оружие XV столетия оружию XIX-го и метателям ядр, гранат, картечи и пуль – метателей заостренных железом палочек, хотя бы число их доходило до невероятия!».13 Опытный воин упрекает военное руководство в том, что оно обманывает себя «несбыточными надеждами».
Д. В. Давыдов с добродушной иронией пишет и о «приключениях с башкирцами», одно из которых передает: он был непосредственным свидетелем забавного случая. В плен взяли французского подполковника, большой нос которого был насквозь пронзен стрелою. Когда лекарь собирался распилить стрелу надвое, то башкир, узнавший свою стрелу, схватил лекаря за обе руки и предложил ее вынуть по-другому. Давыдов приводит диалог, с характерным обращением башкира к русским «бачка», что означало искаженное «батюшка»: «Нет... нет, бачка, не дам резать стрелу мою; не обижай, бачка, не обижай! Это моя стрела; я сам ее выну» – «Что ты врешь, – говорили мы ему, – ну, как ты вынешь ее?» – «Да, бачка, возьму за один конец, – продолжил он, – и вырву вон; стрела цела будет», – «А нос?» – спросили мы – «А нос? – отвечал он, – черт возьми нос!..». Можно вообразить хохот наш».14 Писатель замечает, что француз, не понимая русского языка, догадывался, о чем идет речь, и умолял отогнать башкира, что и было сделано. Давыдов завершает эту сценку ироническим утверждением: «французский нос восторжествовал над башкирскою стрелою».
Описывая события народной партизанской войны («Дневник партизанских действий 1812 года»), Давыдов замечает, что русские крестьяне охраняли свои селения, и ему пришлось отпустить бороду, надеть кафтан, так как гусарский ментик, с мужицкой точки зрения, был похож на одежду французов. Он приводит трагический случай: за французов мужиками была принята команда Тептярского полка: «За два дня до моего прихода в село Егорьевское, что на дороге от Можайска на Медынь, крестьяне ближней волости истребили команду Тептярского казачьего полка, состоящую из шестидесяти казаков. Они приняли казаков сих за неприятеля от нечистого произношения ими русского языка».15 В 1798 году башкиры и тептяри были переведены в военно-казачье сословие, и военная служба стала узаконенной, она рассматривалась как основная повинность. Первый Тептярский полк майора Темирова, действовавший в составе Калужского ополчения, находился в составе партизанского отряда Дениса Давыдова.
В статье «О партизанской войне» Давыдов размышляет о сути партизанского движения, о силе и мощи своего Отечества. Возникает образ могучей многоплеменной державной России: она еще не поднялась в свой «исполинский рост», располагает множеством народов, готовых ее защищать: «И горе ее неприятелям, если она когда-нибудь подымется!». Один из могущественных «слоев лавы» состоит из «воинственных народов», населяющих огромную территорию, пространство которой писатель определяет географически: лежит между Днепром, Доном, Кубанью, Тереком, верховьями Урала: «поголовное ополчение» этих народов может выставить в поле «сто, полтораста, двести тысяч природных наездников». Конечно, кроме казаков и горцев, Давыдов имеет в виду здесь и поволжские народы – ополчение башкир, калмыков, татар, тептярей, с которыми он вместе сражался против неприятеля в своем Отечестве и участвовал в заграничном походе русской армии. Это был взгляд на военные события непосредственного очевидца.
В художественной прозе об исторических событиях 1812 г. появляется значимая для русской литературы XIX в. мысль о России как Отечестве многочисленных иноплеменных народов, защищающих «землю русскую».
Д. Давыдов в своих статьях выступает как литератор и как военный. Он утверждает значимость легкой конницы, которая мало полезна для генеральных сражений, но «превосходна и неподражаема в отдельных поисках», особенно в партизанской войне. Россия, обладающая целыми народами «врожденных наездников», должна их использовать, так как эта конница состоит из бригад и дивизий «целых племен воинственных всадников», передающих из рода в род свое наездническое мастерство. «Единое мановение царя нашего – и застонут поля неприятелей под копытами сей свирепой, неутомимо подвижной конницы, предводимой просвещенными чиновниками регулярной армии!». Писатель создает образ грозного воина-инородца: бесстрашного, «летучего», «неутомимого», владеющего наездническим мастерством, идущим от предков. Денис Давыдов определяет конкретное тактическое использование этих ополченских отрядов: они направляются в тыл вражеских войск, нанося им невосполнимые потери. Характеристика конницы дается в форме риторического вопроса: «Не разрушится ли, не развеется ли, не снесется ли прахом с лица земли все, что ни повстречается, живого и неживого, на широком пути урагана, направленного в тыл неприятельской армии, занятой в то же время борьбою с миллионною нашею армией, первою в мире по своей храбрости, дисциплине и устройству?». Огромная сила конных полков сравнивается с природными неукротимыми явлениями, такими как «лава», «ураган», которые сметают все на своем пути. Давыдов отстаивает значение конных «летучих» полков.
(Слайд 6) В русле воинской героики вспоминает Денис Давыдов и своего далекого татарского предка, ставшего под его пером символом воина:
«Блаженной памяти мой предок Чингисхан...
На ухарском коне, как вихрь перед громами,
В блестящем панцире влетал во вражий стан
И мощно рассекал татарскою рукою
Все, что противилось могущему герою...
Я тем же пламенем, как Чингисхан горю;
Как пращур мой Батый...»16
Военные записки Давыдова соединяют в себе историческую достоверность документа и замечательную выразительность художественного повествования, яркую образность и поэтичность описаний.
Ф. Н. Глинка
(1784-1839)
(Слайд 7) Федор Глинка – поэт, прозаик, драматург, журналист, декабрист. Он участвовал в сражениях под Смоленском и Бородиным, в заграничных походах русской армии до конца 1814 года. За храбрость в 1812 году был награжден золотой саблей. Его первое выступление как литератора также связано с наполеоновскими войнами, походами русской армии. Многочисленные записи Ф. Глинки вылились в «Письма русского офицера», вышедшие в свет в 1815-1816 г.г. «Письма...» Глинки красноречивое повествование о свежих, еще сильно волновавших событиях, живые яркие картины, смело нарисованные в минуту впечатлений, восторженная любовь ко всему народному, отечественному и к военной славе, все в них пленило современников. В это же время и были написаны стихи, где упоминается пребывание воинов-калмыков в Париже.
Ф. Н. Глинка в «Очерках Бородинского сражения» пишет, что русская армия состояла «из всех народов и племен России». Писатель особо отмечает многонациональный состав наполеоновской армии, которой противостояла также многоплеменная российская. «На девяти европейских языках» раздавались крики: «соплеменные... по славянству, уроженцы Иллирии», «дети Неаполя и Немцы», служившие в наполеоновской армии, дрались не только с «подмосковной Русью», но и с «уроженцами Сибири, соплеменниками Черемис, Мордвы, Заволжской Чуди, Калмыков и Татар».17
Ему принадлежат строки о пребывании воинов-калмыков в Париже:
Я видел как коня степного…
На Сену пить водил калмык.
И в Тюильри у часового
Блестел, как дома, русский штык!
К. Н. Батюшков
(1787-1855)
(Слайд 8) К. Н. Батюшков, участвуя в исторических событиях 1812 г. и заграничном походе русских в 1813-1814 годах, являясь свидетелем «битвы народов», воспевает в своем творчестве героический воинский подвиг, патриотизм и славу русского оружия.
В элегии «Переход через Рейн», связанной с войной 1812 г., русская армия предстает как огромная сила: «под знаменем Москвы» собраны разные народы, но все они «сыны снегов» необъятной России. Повторяющееся собирательное «мы» создает представление об огромном русском воинстве:
«И час судьбы настал! Мы здесь, сыны снегов,
Под знаменем Москвы, с свободой и с громами!
Стеклись с морей, покрытых льдами,
От струй полуденных, от Каспия валов,
От волн Улей и Байкала,
От Волги, Дона и Днепра,
От града нашего Петра,
С вершин Кавказа и Урала!
/…/
Мы здесь, о Рейн, здесь! Ты видишь блеск мечей!
Ты слышишь шум полков и новых коней ржанье,
«Ура» победы и взыванье
Идущих, скачущих к тебе богатырей…»18
Поэт изображает переход русских войск через Рейн как значительное событие, которое «видится» в контексте истории. Рейн, как «свидетель всех времен», поил своими водами древних германцев, воинов Юлия Цезаря и французов. Сейчас на его берегах русские, восставшие против Наполеона. В Рейне отражаются «стяги древние», «родитель вод» слышит стук секир и «клик геройский» воинов многоплеменной России. Батюшков создает образ огромного многонационального Отечества, воины которого пришли с необъятных российских просторов: «от града ... Петра»; с берегов финской Улеи и сибирского Байкала; с рек Волги, Дона и Днепра; с морей, покрытых льдами, и теплого Каспия; «с вершин Кавказа и Урала». Передается единение, русские никогда не считали чужими другие народы, населяющие Россию.
К. Н. Батюшков пишет о силе русского оружия, упоминает рода войск:
«…Там шлемы воев оперены,
Тяжелой конницы строи,
И легких всадников рои –
В текучей влаге отраженны!..
Там ратник ратника объемлет,
Там точит пеший штык стальной
И конный грозною рукой
Крылатый дротик свой колеблет».19
В последнем двустишии угадывается конный воин, донской казак или инородец из какого-либо башкирского, калмыцкого или тептярского полка.
Итак, сегодня мы с вами убедились в том, что в произведениях русских писателей-офицеров об Отечественной войне 1812 года происходит осознание России как многонационального Отечества, народы которого вместе с русскими отстаивают его свободу и независимость. Характерные этнические реалии жизни, этнографические элементы создают «инонациональное».
Список использованной литературы
-
Батюшков, К. Н. Сочинения: в 2-х т. Т. 1: Опыты в стихах и прозе. Произведения, не вошедшие в «Опыты…» / К. Н. Батюшков; сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. Кошелева. – М.: Худож. лит., 1989. – 511 с.
-
Василий Андреевич Жуковский // «И друг степей калмык...». Калмыцкая тема в художественной литературе: литературный дайджест / М-во образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Нац. б-ка им. А. М. Амур-Санана; сост.: Г. Ш. Сармашева, Г. Н. Эльбикова; отв. за изд. Н. Б. Уластаева; ред. Л. П. Акиева. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2009. – С. 45.
-
Давыдов, Д. В. Стихотворения. Военные записки / Д. В. Давыдов; сост., вступ. ст. и примеч. В. И. Сахарова. – М.: OЛMA-ПРЕСС, 1999. – 543 с.
-
Жуковский, В. А. Стихотворения и баллады / В. А. Жуковский; сост., вступ. ст., коммент. В. И. Коровина. – М.: Дет. лит., 2006. – 269 с.
-
Сарбаш, Л. Н. «Инонациональное» в творчестве русских писателей 19 века: поволжские народы в Отечественной войне 1812 года / Л. Н. Сарбаш // Филологические науки. – 2011. – № 5. – С. 36-45.
-
Федор Николаевич Глинка // «И друг степей калмык...». Калмыцкая тема в художественной литературе: литературный дайджест / М-во образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Нац. б-ка им. А. М. Амур-Санана; сост.: Г. Ш. Сармашева, Г. Н. Эльбикова; отв. за изд. Н. Б. Уластаева; ред. Л. П. Акиева. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2009. – С. 29.
Список сайтов Интернета, на которых есть необходимые материалы
по теме «Отечественная война 1812 года»:
-
Интернет-проект www.1812.ru
-
Музей “Бородинская панорама” https://www.1812panorama.ru/
-
Война 1812 года в русской литературе https://feb-web.ru/feb/irl/il0/il5/il523152.htm
-
Музей “Бородинское поле” https://www.borodino.ru/
-
Бородино: из истории двух отечественных войн https://anime.zelnet.ru/borodino/01.htm
-
Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.
-
Гусары-герои войны 1812 года https://www.kulichki.com/gusary/istoriya/slava/1812/
-
Малоярославецкий Военно-исторический музей 1812 года https://www.mjar.ru/muz1812/muz1812.htm
-
1812 год в живописи, литературе https://voina1812.narod.ru/2.html
-
Наполеоновская библиография на русском языке https://www.museum.ru/museum/1812/library/Biblio/books.html
-
Тема Наполеона и войны 1812 г. в советской и нацистской пропаганде в ходе Великой Отечественной войны / М. В. Дацишина historical-articles.blogspot.com›2011/07/1812.html
-
«Участие калмыков в Великой Отечественной войне 1812 года» Автор-разработчик: Хулхачиева Э.В., Почетный работник общего образования РФ, учитель краеведения МОУ «СОШ №3 им. Н.Г. Сергиенко» г. Элиста РК https://kalmykia.roskazna.ru
Содержание
От составителя…………………………………………………………………….3
«И мы в историю заглядываем снова…» (Сценарий интеллектуальной игры
по типу телевизионной программы «Своя игра»)…………………………….. 5
«Собой украсили свой век» (Сценарий вечера-портрета)…………………….15
«”Инонациональное” в творчестве русских писателей XIX века: поволжские народы в Отечественной войне 1812 года» (Материалы для краеведческого часа)………………………………………………………………………………29
Список сайтов Интернета, на которых есть необходимые материалы
по теме «Отечественная война 1812 года»…………………………………….38
<предыдущая страница