Перейти на главную страницу
Государственный аппарат (механизм) — система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление.
Структура государственного аппарата определяется функциями государства и зависит от тех конкретных задач, которые оно призвано решать в конкретно-историческую эпоху. Первичной ячейкой государственного аппарата выступают его органы и учреждения.
Государственные органы — составные части аппарата государства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства. Эти органы имеют юридическую основу деятельности (нормы права); действуют от имени государства; могут применять принуждение; структурно обособлены.
Государственные учреждения — государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транспорта).
Государственный аппарат состоит из следующих структурных элементов:
1. Служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это материальное вознаграждение.
2. Иерархичная система государственных органов и учреждений, которые правомочны совершать действия, направленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.
3. Материальные средства, которые необходимы для функционирования первых двух элементов.
149
Компетенция государственного органа — это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности.
Кроме этого, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата
Принцип разделения властей, который исключает возмож-' ность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц .
Принцип демократизма у позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства
Принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата
_Принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения вопросов государственной жизни
Принцип федерализма (в федеративных государствах), обес-' печивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами
150
Основа классификации |
Органы госаппарата |
Разделение властей |
— Система законодательных (представительных) учреждений — Исполнительно-распорядительные органы — Судебные органы |
Выполняемые функции |
— Органы, осуществляющие внешние функции (вооруженные силы, разведка, органы межгосударственных отношений, информации) — Органы, осуществляющие внутренние функции (органы правопорядка, безопасности: полиция, суд, прокуратура и др.; органы социально-экономического регулирования: финансово-налоговый аппарат, учреждения связи, транспорта, коммунальной службы и др.; органы духовного производства: учреждения образования, культуры, органы информации и др.) |
Таким образом, государственный аппарат — это воплощение, выражение государственной власти, олицетворение ее.
Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.
151
Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.
|
Компоненты избирательной системы |
| |||||||
|
|
|
| ||||||
Избирательное право |
|
Избирательный процесс | |||||||
Комплекс правовых норм о порядке выборов |
Комплекс действий в процессе выборов | ||||||||
|
|
|
|
|
| ||||
В узком смысле слова |
|
В широком смысле слова |
| ||||||
Политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) |
Избирательные законы и иные акты (например, инструкции, разъяснения) |
|
1. Подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей)
2. Выдвижение и регистрация кандидатов
3. Предвыборная агитация и финансирование выборов
4. Голосование и подведение итогов выборов
Демократическое избирательное право предполагает обязательное соблюдение ряда принципов.
Принципы |
Их сущность |
Принцип равенства |
Кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов |
Принцип всеобщности |
Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза — возрастной ценз(в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых — лица, достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами Российской Федерации). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время практически нигде в мире не применяются |
Принцип тайного голосования |
Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него |
Принцип непосредственности |
Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата. Данный принцип не реализуется при выборах президента США, а также не соблюдался в дореволюционной России |
Принцип состязательности |
Выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г. |
Принцип гласности |
Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках |
Принцип свободы выборов |
Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление |
Принцип ограничения срока выборов |
Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством |
Типы избирательных систем
Тип избира- тельной
системы |
Его сущность |
Достоинства |
Недостатки |
• Мажори- тарная (от фр. majori- taire —
большинст- во) сис-
тема |
Система определе- ния результатов выборов, согласно которой избран- ным считается кан- дидат, набравший установленное за- коном большинст- во голосов
|
— Устанавливается пря- мая ответственность из- бранного депутата
перед своими избирателя- ми и населе- нием округа |
Получившие незначи- тельное меньшинство мо- гут быть вообще не представлены во власт- ных структурах
|
Относи- тельного
большин- ства
|
Победившим счита- ется кандидат, на- бравший простое большинство голо- сов. Для победы на таких выборах чис- ло набранных голо- сов может быть ме- нее 50%. Применяется в Индии, Канаде, США и др. |
— Обеспечи- вает партии- победителю значитель- ное большин- ство в парла- менте, позво- ляющее при парламен- тарных и
смешанных |
— Частая не- результатив- ность выбо- ров, которая приводит ли- бо к повтор- ному, либо к альтернатив- ному голосо- ванию
- |
Абсолютного большинства Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большин- |
формах правления формировать устойчивое |
— Практичес ки исключает возможность победы на выборах малень- | |
|
ство голосов, т. е. |
правитель- |
кой партии |
|
50% + 1 голос. |
ство |
|
|
Применяется при |
|
|
|
выборах Президен- |
|
|
|
та в России и во |
|
|
|
Франции |
|
|
• Пропор- |
Система представи- |
— Представ- |
— Избранные |
циональ- |
тельства партий и |
ляет широ- |
по партийным |
ная сис- |
движений, осно- |
кий спектр |
спискам депу- |
тема |
ванная на том, что |
политиче- |
таты не столь- |
|
каждая партия по- |
ских партий, |
ко ответствен- |
|
лучает в представи- |
тем самым |
ны перед изби- |
|
тельном органе |
отражая во- |
рателем, |
|
власти (парламен- |
лю меньший-* |
сколько перед |
|
те) число мандатов |
ства |
самой партией |
Продолжение табл.
Тип избирательной системы |
Его сущность |
Достоинства |
Недостатки |
|
пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы, а также при выборах в Израиле, Италии и др. |
— Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий |
— Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны — Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений |
• Мажори-тарно-про-порцио-нальная (смешанная) система |
Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой. Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. Выборы в Российской Федерации проходят в соответствии с законодательством по мажоритарной системе (выборы Президента РФ) |
Формируется действительно представительный парламент |
— В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов — Партии не отражают в полном объеме интересы своих избирателей |
• Мажори- |
и по пропорцио- |
|
|
тарно-про- |
нальной системе |
|
|
порцио- |
(выборы депута- |
|
|
нальная |
тов Государст- |
|
|
(смешан- |
венной Думы), |
|
|
ная) сис- |
Первоначально |
|
|
тема |
(с 1993 по 2006 г.) |
|
|
|
выборы в Думу осу- |
|
|
|
ществлялись на ос- |
|
|
|
нове смешанной |
|
|
|
системы |
|
|
Образец задания
Политическая партия (от лат. pars (partis) — часть, участие, доля) — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).
Любая политическая партия обладает целым рядом признаков.
Отличительные признаки политической партии
1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.
2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.
3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти.
4. Наличие организации:
— в любой партии есть руководящие органы, как центральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;
— любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно платят членские взносы и определенным образом участвуют в деятельности партии;
— любая партия имеет устав, т. е. документ, в котором устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.
5. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.
Реальное многообразие партий, участвующих в политической жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые реализуются не только на словах, т. е. в политических программах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организованы, какие цели они ставят и какие пути достижения выбирают. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т. д.
Чтобы охватить все многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограничиться каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.
Основа классификации |
Виды партий |
Идеологическая направленность |
Социал-демократические — выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод Коммунистические — стремятся к полному огосударствлению экономики, распределению богатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, полному контролю со стороны государства над сферами образования, здравоохранения и т. д. Консервативные и либеральные — ориентируются на разгосударствление экономики и некоторых других сфер жизни, т. е. на минимизацию участия государства в жизни общества Клерикальные — придерживаются религиозной идеологии Националистические — строят свою деятельность на основе националистических и фашистских идей |
Участие в осуществлении власти |
Правящие — это те партии, которые находятся у власти Оппозиционные — это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу — завоевать власть: легальные, полулегальные, нелегальные |
Характер членства |
Кадровые партии: — немногочисленны; — в них свободное членство; — опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; — в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; — проводят деятельность только в период выборов Массовые партии: — многочисленны; — в них преобладает воспитательная функция; — отличаются тесной связью между членами партии; — в них есть жесткая дисциплина; — есть первичные парторганизации; — их деятельность проводится систематически |
Шкала политического спектра |
Левые партии (социалистические и коммунистические партии): — за реформы; — за вытеснение частного сектора; — социальная защита трудящихся; — радикально-революционные методы действия Центристские партии: — компромисс; — сотрудничество Правые партии (либеральные и консервативные партии): — за сильное государство; — охрана частной собственности; — за стабильность; — отрицательное отношение к революции |
Способ деятельности |
Реформистские — стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти Революционные — стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, которые, с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима, являются незаконными |
Основные функции политической партии: борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти; участие в формировании власти; политическое воспитание; формирование общественного мнения; подготовка кадров политиков; выражение интересов социальных групп.
Партийная система — совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.
Типы партийных систем
Наименование типа |
Его сущность |
Однопартийная |
В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. ж Нередко сопровождается таким явлением, как «искусственная многопартийность» (не следует путать с многопартийностью в собственном смысле слова): существует множество политических партий, связанных с национальными и другими общностями и имеющих форму народных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных партий |
Двухпартийная |
В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, республиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избирательной системе |
Многопартийная |
В обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса (от лат. compro-missum — соглашение, достигнутое путем уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических обществах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса. Складывается под влиянием пропорциональной избирательной системы. |
В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с одной доминирующей партией: в выборах принимают участие 4—5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение — 30—50% голосов
Политические (социально-политические, общественно-политические) движения — добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.
В современном мире существуют следующие демократические движения:
— за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;
— антивоенные, антиядерные;
— за землю и социальные права крестьян;
— за новый экономический порядок (антиглобализм);
— неприсоединения;
— экологические;
— против расовой и национальной дискриминации;
— женские, молодежные, студенческие.
Отличительные признаки политических движений
1. Стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.).
2. Имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством:
— в большей степени приближены к обыденной жизни людей, чем политические партии;
— более широкая, аморфная, пестрая социальная база, чем у политической партии;
— необязательность полного идеологического единения участников в отличие от политической партии.
3. Не имеют строгой иерархии, т. е. четкого распределения между центром и периферией в них не обнаруживается.
4. Ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.
6-9241 161
Этапы развития политических движений
I этап |
—* |
II этап |
—»» |
III этап | ||
• Зарождение идей • Появление активистов • Выработка общих взглядов |
• Пропаганда взглядов • Агитация • Привлечение максимального количества сторонников |
• Более четкое формирование идей и требований • Развитие общественно-политической активности | ||||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| ||
— Оформление в общественно-политическую организацию или партию — Участие в политической власти |
|
— Цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения — Движение затухает |
Основа классификации |
Виды движений |
Идеологическая направленность |
Социально-политические Конфессиональные Экономические Экологические Антивоенные |
Способ деятельности |
Революционные Контрреволюционные Реформаторские Консервативные |
Количество участников |
Массовые Элитарные |
Шкала политического спектра |
Левые Центристские Правые |
162
Этапы |
Хронологические рамки |
Основные партии |
Содержание этапа |
| ||
I |
Рубеж XIX— XX вв. |
Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), партия социалистов-революционеров (эсеров) |
Зарождающиеся партии действуют подпольно, нелегально. Их основная политическая цель: покончить с самодержавием и пережитками крепостничества |
| ||
II |
1905— 1907 гг. |
Партия конституционных демократов (кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы), эсеры, РСДРП, «Союз русского народа» |
Формирование многопартийности на легальной основе. Участие партий в избирательной кампании в Государственную думу |
| ||
III |
1917— 1920 гг. |
РСДРП(б) — Российская Коммунистическая партия (большевиков) (РКП(б)), левые эсеры, меньшевики |
Сохранение многопартийности |
| ||
IV |
1920— 1977 гг. |
РКП(б) — Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) (ВКП(б)) — Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) |
Единственную монополию на власть получает партия большевиков-коммунистов. Однопартийная система в СССР не была еще юридически оформленной |
| ||
V |
1977— 1988 гг. |
КПСС |
Юридическое оформление однопартийной системы в стране в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. о руководящей и направляющей роли КПСС |
| ||
VI |
1988— 1991 гг. |
КПСС, Движение демократических реформ, Демократическая партия России, Республиканская партия РФ, |
Зарождение основных политических партий. Отмена ст. 6 Конституции СССР означала конец монополии КПСС (1990). Принятие закона |
| ||
VI |
1988— 1991 гг. |
«Демократическая Россия», ЛДПР, Крестьянская партия России и др. |
«Об общественных объединениях». Реформирование КПСС. Официальная регистрация наряду с КПСС Либерально-демократической партии России (ЛДПР) | |||
VII |
1991-1993 гг. |
« Гражданский союз », « Демократический выбор», «Трудовая Москва», «Память», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), ЛДПР, Аграрная партия, «Выбор России» |
Распад КПСС. Принятие на референдуме Конституции РФ, закрепившей многопартийность в качестве конституционного принципа (ст. 13). Возникновение десятков и даже сотен мелких политических партий | |||
VIII |
Рубеж XX— XXI вв. |
♦Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко» |
Принятие «Закона о политических партиях» (2001). Размежевание политических сил, борьба вокруг сущности, направлений и темпов реформ в России, участие политических партий и блоков в выборах в Государственную Думу и Президента РФ |
Образец задания
Проблема власти всегда являлась центральной темой многочисленных исследований, находилась в центре внимания политических лидеров, ученых
01 09 2014
5 стр.
Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения. В связи с этим для современной п
18 12 2014
1 стр.
Тема 10. Общинно-субэтнические и этнонациональные интересы в политической системе Израиля
11 09 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
Социальная группа – определение, структура, виды, функции социальных групп.(Гидденс)
16 12 2014
1 стр.
Тцу: 1 сформулировать свойства функции, понятие нуля функции, формировать навыки определения промежутков возрастания и промежутков убывания, промежутков знакопостоянства, нулей фун
14 12 2014
1 стр.
Тема №1 Понятие, система, принципы и источники современного международного права (2 часа)
26 09 2014
1 стр.
Тема общая характеристика и система преступлений в сфере экономической деятельности
10 09 2014
1 стр.